Выход в Арктику прямо из учебного кабинета. Петербургский университет морского и речного флота – знаменитая Макаровка – теперь готовит полярных судоводителей на современнейшем тренажере. Оборудование штучное. Есть еще в Крыловском научном центре. Раньше именно там обучались курсанты. И вот теперь у них есть своя рубка, свой капитанский мостик и свой маршрут во льдах, который предстоит пройти каждому. Именно эти ребята через несколько лет будут «накатывать» морские мили по Северному морскому пути. Они уже сейчас понимают и важность своего профессионального выбора, и его престиж. Но в Макаровку пришли по велению души. Они, как и поколения курсантов прошлых лет, неисправимые романтики.
Здесь не семь футов под килем, здесь десятки бит под рукой. Тренажер не просто воссоздает атмосферу, это математическая модель, каждое касание приборов отражается на корабле. Можно управлять ледоколом, можно торговым судном, которое следует за ним
Здесь максимальная детализация, видны даже очертания берега, а в этих приборах и показаниях с первого раза разобраться невозможно, хочется покрутить руль, а затем вспомнить, что делать это абсолютно необязательно. Ладно, я не профессионал, но важно понимать, это не компьютерная игра, это один из этапов подготовки моряков. И кстати, тут работает кондиционер, холодно порой, ну прям как в Арктике.
Можно задать абсолютно любые погодные условия и толщину льда, на первом занятии уровень сложности не самый высокий, главное научится чувствовать судно, хоть и компьютерное
Среди претендентов на место в капитанской рубке есть даже девушки, это давно уже не плохая примета на корабле. Говорит, всегда мечтала об удаленной работе, удаленной от берега.
«В семье нет никакой связи, я просто однажды увидела суда и решила, что хочу. При этом я не люблю работу в офисе. И решила вот в виде исключения попробовать», – рассказывает курсант 4-го курса по специальности «Судовождение» Анастасия Лузина.
Арктическое направление для России является приоритетным. Северный морской путь был запущен еще до Второй мировой войны, но использовался далеко не на всю мощность, в последние годы концепцию кардинально пересмотрели. И теперь необходим персонал, готовый работать в Арктике.
«Северный морской путь был в основном предназначен для Северного завоза, где использовались суда небольшой осадки, водоизмещения 10, ну 20 тысяч тонн. И осадка судов – пять метров. Сейчас – это 250 тысяч и осадка судов – 10-12 метров. В 2014 году грузооборот составлял по СМП четыре миллиона тонн, в 2022-м – 24 миллиона», – отметил директор Института «Морская Академия» ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Владимир Соколов.
И Арктика, действительно, манит. Это опытные моряки отмечают, что дело там не в романтике, это тяжелая работа, но в молодости полезно мечтать о высоком. И многие ребята хотят не просто в море, а именно маневрировать во льдах. Тренажер, как первая ступень. Конечно, когда уже знаешь теорию.
«Это можно назвать мечтой с детства. Мой отец занят и работает в схожей области. Тренажер дает очень много, дает тебе подготовиться. При этом, не привлекая опасность. И никакого давления – ты можешь отработать и проход, и швартовку», – сказал курсант Владислав Мусатов.
В Советское время были специальные учебные суда, на них и проходили практику – сначала матросами, потом уже на капитанском мостике. Технологичность судов была гораздо меньше, каждый моряк, начиная с младшего помощника капитана, обязан был уметь считать звезды, ну точнее не считать, а понимать их.
«Там как, есть такой прибор, вы относительно горизонта берете положение звезды, по таблицам обсчитываете, и у вас получается одна линия, потом берете вторую звезду, и вторая линия, там где они пересекаются – там у вас судно», – сказал старший инструктор учебно-тренажерного центра Яков Криницын.
Для многих Северный морской путь – это -50 на палубе и вечная мерзлота, морские волки поясняют, не нужно драматизировать, в обжитом порту и комфортные -25 градусов встречаются, а вообще мерзнуть в рейсе некогда. Конечно даже отличников тренажерной подготовки сразу не пустят за штурвал, это сложный путь по карьерной лестнице, в данном случае еще и среди льдов. Главное, заранее проложить маршрут. С Владиславом мы точно договорились встретиться, чуть-чуть попозже.
«Ну 10-15 лет и уже капитаном, на каком-нибудь таком танкере. Где-нибудь в Арктике», – сказал курсант 4-го курса Владислав Мусатов.