В Петербургском грузовом порту на этой неделе пришвартовался контейнеровоз из Шанхая. К нему — особое внимание. «Полярный медведь» прошёл Северным морским путём, на практике доказав, что это безопасно. Россия сейчас выстраивает новую логистику торговых взаимоотношений. И Севморпуть становится опорным маршрутом. Глобально есть цель превратить эту водную дорогу в полноценный международный транспортный коридор — «второй Суэц», а ещё лучше — единственно возможную альтернативу с неоспоримыми преимуществами. Китайский сухогруз прибыл в Петербург меньше, чем за месяц, если бы он двигался по Суэцкому каналу, потратил бы почти два. Но эту трассу надо, как говорят профессионалы, «раскатать» — насытить грузами. Показать партнёрам выгоды и свести к минимуму любые риски — как экономические, так и природные. Как раз здесь Петербург и готов подставить своё «ледокольное» плечо.

«Полярный медведь» в Петербурге. Многотонный. Стальной. NewNew Polar Bear — первое международное судно в новейшей истории государства, которое прошло по Северному морскому пути. Маршрут: Петербург — Шанхай — Петербург. В Поднебесную из города на Неве ещё летом отправили продукцию лесодобывающих компаний Северо-Запада. В обратном направлении, по нашей информации, автомобили, товары народного потребления. Время в пути в одну сторону — примерно один месяц. В полтора раза быстрее, чем через Суэцкий канал. Скорость доставки грузов через акватории северных морей — ключевое преимущество полимагистрали.

«Эксперты сходятся во мнении: маршрут судов из стран Азии и Тихоокеанского региона через полярный круг в среднем на треть короче, чем через тёплые моря. Но экспедиция сухогруза — это в первую очередь демонстрация безопасности Северного морского пути. И подтверждение тезиса — идти по нему могут не только российские суда. Но только в сопровождении ледокольного флота. И здесь речь в первую очередь об атомоходах проекта 22220. Головном — «Арктика», серийных — «Урал» и «Сибирь».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Последний в конце сентября вернулся в порт приписки. За очередной сезон навигации пройдено 62 тысячи морских миль. Это как трижды пройти по экватору. Среди льдов Арктики проведено больше 120 судов. Именно ледоколы, спущенные с петербургских стапелей, — одна из опор развития Северного морского пути. Часть столь необходимой арктической инфраструктуры.

«Северный морской путь находится в зоне Арктики, где тяжёлые погодные условия, большие льды. И первая задача, которую нужно решить, — это выстраивание инфраструктуры. Снабжение СМП ледоколами, второе — строительство судов с ледовым классом, которые могут круглогодично двигаться по данному маршруту. Ну и также большое количество обслуживающих судов», — сказал управляющий партнёр логистической компании Константин Гриневич.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Интенсивное развитие Северного морского пути началось с 2019 года. Ежегодно растут показатели перевозимых грузов. В прошлом году — это больше 34 миллионов тонн. А в перспективе на 2030 — 150 миллионов. Основа — продукция добывающих компаний: сырая нефть, газовый конденсат. Но для развития экономики в целом на высокоширотной ледовой трассе должны появиться товары для населения. То, что покупают каждый день — техника, электроника, текстиль, продукты. В Торгово-промышленной палате отмечают: Северный морской путь открыл из Петербурга новое окно. На Восток.

«Это окно будет гораздо шире. Экономически — это гораздо интереснее. И нам. И Китаю. И очень важно именно сейчас не упустить момент выхода на Северный морской путь и удержать там мощности и их наращивать», — председатель комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Кривошеев.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

И роль Петербурга в развитии Севморпути очевидна. Город на Неве — не только крупнейший научный и производственный центр, но и крупнейший порт. С подготовленной инфраструктурой, возможностью дальнейшего передвижения грузов по земле, воздуху, железнодорожным путям.

«Как известно, морской транспорт до сих пор остаётся самым экономически выгодным. Самым дешёвым. И, соответственно, эта выгода сулит развитием не только Санкт-Петербургу, портовой инфраструктуре. То есть дальше, ведь эти товары будут перемещаться вглубь территории страны», — подчеркнул доцент кафедры финансов СПбГЭУ Дмитрий Жилюк.

Северный морской путь — не только выгодный торговый маршрут. Это глобальный проект, который свяжет арктические регионы страны.

Развитие пути неизменно повлечёт за собой совершенствование портовой инфраструктуры, появление новых производств. Это делает СМП новым экономическим инструментом. При этом рейс «Полярного медведя» подтвердил востребованность и предсказуемость маршрута. Что важно для бизнеса.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Та самая невидимая рука рынка, о которой говорил Адам Смит, известный классик политэкономики, расставляет всё по своим местам. Несмотря на все существующие секторальные ограничения, макроэкономические вызовы бизнес выбирает наиболее кратчайшие и экономически выгодные маршруты. Со временем Российская Федерация, обладая беспрецедентными транспортно-логистическими конкурентными преимуществами, имеет все шансы превратиться в высокоразвитое транзитное государство», — сказал доктор экономических наук, заместитель председателя Общественного совета комитета по делам Арктики Алексей Фадеев.

То есть иностранные компании будут платить за ледокольные и лоцманские проводки по Севморпути. И это ещё один возможный драйвер развития экономики страны. Особенно, если удастся наладить круглогодичную навигацию. Тогда исключены экономические катастрофы, подобные той, с которой мир столкнулся в 2021 году. Тогда сухогруз сел на мель в Суэцком канале и парализовал движение по важнейшему участку морского пути. Экономисты подчёркивают исключительную выгоду использования Северного морского пути частными и государственными компаниями, международными перевозчиками. С другой стороны, политической, водная транспортная артерия — это независимый канал поставки продукции.