Жить в городе-музее и учиться в зданиях-памятниках архитектуры — такое счастливое совпадение возможно только в Петербурге. Исторический центр Северной столицы диктует свои условия. Строить нельзя, но можно открывать школы и детские сады в архитектурных шедеврах. Это непростая задача. С одной стороны, необходимо обеспечить детям комфорт, условия должны быть современными. С другой — нельзя навредить домам с охранным статусом. Петербург научился находить баланс. В этом году в городе открылось рекордное количество школ и детсадов — 60, большая часть, конечно, построена с нуля. Но есть и примеры переустройства исторических зданий.
Ученики 104-й школы, как впрочем и многие родители, не сразу догадались, что современная, технологичная образовательная площадка, которая открылась в этом году, на самом деле исторический памятник. До революции здесь располагались мастерские автомобильного завода, а потом на протяжении многих лет были цеха по сбору двигателей разного назначения, в том числе авиационных.
Монументальное здание в прошлом промышленного назначения с большими панорамными окнами, потолками высотой в 10 метров оказалась идеально подходящим для внеклассной работы. Именно поэтому здесь разместили бассейн, библиотеку, столовую и спортивный зал.
«Когда я занималась, когда ты училась в школе, было тесно, потолки низкие. Друг
на дружку аж залезали иногда. Тут высокие потолки. Хороший свет и самое главное — идет хорошая вентиляция», — сказала Валерия Белякова, учитель физической культуры школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга.
При реконструкции зданию вернули его исторический вид. Это и световые окна на крыше – так называемые фонари, и оконные проемы, занимающие большую часть стены. Внутри современная отделка, комфортная мебель, интерактивные доски.
«Дети с удовольствием бегут в просторные светлые кабинеты, оснащенные школьной атрибутикой и целым комплексом технических средств. Теперь в просторных цехах этого завода наши воспитанники имеют возможность развивать свои физические способности в спортивном зале, бассейне, а творческие – в специализированных кабинетах музыки, изобразительного искусства и вот в этом прекрасном актовом зале», — сказала Анна Романова, заместитель директора школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Для учебных классов построили дополнительный корпус. Сейчас здесь располагается только начальная школа. Еще одно здание рядом в бывшей сборочной мастерской – это детский сад. Как и школа, он оборудован по последнему слову техники.
А эти дети занимаются гимнастикой в бывшей коммуналке — здесь было 11 квартир. Несколько лет назад их заселили дошколята. Детский сад в самом центре Петербурга между Большой Подъяческой улицей и Красноградским переулком в особняке Шрёдера — памятнике архитектуры конца XIX века.
«Детскому саду в настоящее время и в современных реалиях исторического центра удобно располагаться в жилом доме. Место для детского сада подобрано отлично, потому что в настоящем микрорайоне очень много общественных организаций, институтов, где работают наши родители. Им очень близко и удобно», — рассказала Ирина Лукина, заведующая детским садом № 12 Адмиралтейского района.
Сад небольшой, всего на 100 малышей. Чтобы дети разместились в группах с комфортом, место сэкономили за счет объединения спортивного и музыкального залов, а ещё общей раздевалки. Но здесь никто не говорит «ютимся», всё камерно и по-семейному. Да, нет бассейна, поскольку его невозможно оборудовать в историческом здании, зато в неограниченном количестве и совсем рядом все достопримечательности культурной столицы.
«Недавно мы с ребятами побывали около Мариинского театра, театр находится в пешей доступности у детского сада, всего 20 минут. Нам удалось познакомиться с артистами театра, ребятам очень запомнилось», — отметила Ирина Телицина, педагог детского сада № 12 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
С гордостью и трепетом относятся к своему учебному заведению педагоги и ученики 209-й Павловской гимназии. До площади Восстания пешком меньше 5 минут. 225 лет назад на этом месте построили здание Павловского института благородных девиц. И два века спустя здесь растят воспитанных, разносторонне развитых учеников.
Ученица Анастасия Изотова в костюме павлушки – воспитанницы того самого института благородных девиц — проводит экскурсию по гимназии. Когда-то в этом зале бывали первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, поэт Николай Гумилев, известный юрист Анатолий Кони. Каждый уголок школы погружает в историю родного города и страны.
«Мы находимся в историческом центре бывшей имперской столицы Российской империи и благодаря тому, что сделали наши предки в имперский период, очень много ценностей, смыслов мы можем ретранслировать для наших детей», — сказал Дмитрий Ефимов, директор гимназии № 209 «Павловская гимназия».
Здесь, конечно, есть и музей. Среди экспонатов — реконструированные костюмы императора Павла, основателя гимназии. А вместе с родителями в школе запустили специальный проект — теперь у каждого ребёнка на руках уникальный дневник — не только для оценок.
Когда воспитывают не только педагоги, но сами исторические стены. Петербург, конечно, очень требователен к своим нынешним жителям, но и очень щедр на красоту.