В Эрмитаже открылась выставка, посвященная истории формирования музейного комплекса в 1920-50 годы. Отдельные разделы экспозиции рассказывают о жизни и творчестве главного архитектора Александра Сивкова. Под его руководством различные по назначению помещения Зимнего дворца стали единым музейным пространством.

Сегодня мы знаем Государственный Эрмитаж таким, каким его сделал Александр Сивков. Перед ним, как перед главным архитектором, стояла непростая задача: превратить жилые помещения в выставочные залы. В результате реконструкции площадь музея увеличилась почти в пять раз.

Переделку начали в 1926-м, с первого этажа восточной части здания. Там была главная дворцовая кухня и кладовые. Антресоли разобрали, посуду, плиты, котлы и раковины вынесли. В итоге на месте многочисленных мелких помещений в 1940-м был открыт Скифский зал, где сейчас демонстрируется искусство Древнего Египта. Такие изменения пришлись по вкусу не всем.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Когда старожилы, которые продолжали жить в Зимнем дворце, увидели вот эту вот разруху, они пришли в ужас. Они начали кричать: «разрушают Зимний дворец!». Не разрушили. Дворец стоит. На мой взгляд, он сохранил самое главное – он сохранил парадные залы», – отметил ведущий научный сотрудник Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Светлана Янченко.

На втором этаже разобрали бассейны Александры Федоровны и Николая II – сейчас там кабинеты сотрудников Отдела истории русской культуры. А Георгиевский зал, по решению Сивкова, лишился Тронного места. Правда к двухтысячным его восстановили. Реконструкцию претерпели и системы отопления, вентиляции, элетроснабжения. К 1925-му электросети Эрмитажа пришли в крайне ветхое состояние. Под руководством Сивкова разрабатывались новые виды светильников для экспозиции.

«Это шар должен быть. Не хватает нижней половины. Это светильники 20-х годов. Были большие проблемы с освещением. И вот вышли из положения, стали такие шары применять. Позднее уже, к 40-му году стали появляться такие вот шары, цельные», – рассказал заведующий сектором хранения Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Сергей Маценков.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сивков руководил и восстановлением Эрмитажа после Великой Отечественной войны. Работы длились почти десять лет. И главный архитектор всегда принимал в них непосредственное участие. Вот Александр Владимирович следит за организацией нового гардероба в подвале Зимнего дворца. Строительством занимались специалисты «Ленметростроя», потому после открытия гардероб стали называть «Метро». В общей сложности за 40 лет, в течение которых Александр Сивков был главным архитектором, Эрмитаж получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце.