Новейшие разработки в области морской индустрии на этой неделе были представлены в Петербурге. В стенах «Экспофорума» развернулась 17-я Международная выставка «Нева-2023». Она традиционно проходит раз в два года. И по сравнению с 2021 годом кардинально поменяла географию участников, но при этом нарастила их количество. Выставка заняла четыре павильона, 700 компаний заявились к участию, самые представительные зарубежные делегации приехали из Турции и Китая. Деловая программа охватила все – от гражданского судостроения до освоения Арктики. Что представил Петербург? Какой морской потенциал продемонстрировала Северная столица?

«Нам нужны такие корабли на море, чтобы мы могли с любой волной поспорить»…..Следующие пять лет для гражданского судостроения станут знаковыми. Вот так слова из песни «Экипаж – одна семья», которой встречают гостей и участников выставки «Нева-2023», перекликаются с вектором возрождения гражданского флота. Россия вкладывается в судостроение по-крупному. В следующие пять лет планируется построить около 260 судов. Для сравнения – за предыдущее десятилетие на воду спустили всего 100. Только в Петербурге на судостроительных заводах работает 60 тысяч человек.

«В Петербурге в общей сложности больше 200 компаний, которые так или иначе связаны с арктической тематикой, обладают арктическими компетенциями. В частности, на стенде Санкт-Петербурга будут представлены различные компетенции, которые как раз представляют российское оборудование, российские всевозможные технологии, которые могут легко заменить то, что сегодня используется от иностранных поставщиков», – сказал исполняющий обязанности заместителя председателя комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Илья Огородников.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

От винтов до арктических круизных лайнеров. На стендах «китов» отрасли представлено все то, что поможет отечественному судостроению. Из 700 участников 140 – петербургские компании.

С такой оптической системой посадки вертолетов на палубу теперь никакие штормы не страшны. Пилот ориентируется по глисадным огням комплекса и по указателю горизонта, как в самолетах палубной авиации. Это первая отечественная разработка – раньше такие комплексы использовались только зарубежного производства.

Еще одна петербургская разработка – ледокол «Помор-воир» недавно прошел все испытания в Крыловском центре и уже через несколько лет будет проламывать двухметровые ледяные глыбы. Капитан дальнего плавания Юрий Чашков с особой гордостью заявляет – в этом ледоколе все комплектующие и материалы отечественного производства.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Эти ступени продавливают лед вниз, для этого нужно в 3-5 раз меньше усилий, винты в туннелях дают больший упор, судну нужен меньший вес и мощность, чтобы пройти по этим льдам. Он для двухметрового льда, посадка пять метров. Вместо руля водометы движители», – отметил советник Центрального Совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов по водному транспорту Юрий Чашков.

На стендах можно познакомиться с образцами современного судостроения. Причем не только макетами, но полноразмерными моделями. Тоже петербургского производства. Пассажирский прогулочный катамаран «Тютерс». Первых пассажиров примет на борт уже в следующем сезоне.

«В модельном ряду есть задачи иметь небольшое судно с мореходными качествами, которое могло бы перевозить туристов 20-30 человек. Было принято решение построить маленький катамаран «Тютерс», чтобы перевозить небольшие группы между фортами продолжительностью до часа», – объяснил гендиректор судоходной компании Юрий Набатов.

А это китайский квартал внутри «Экспофорума». Компании из Поднебесной заняли практически целый павильон, представив около полусотни своих предприятий. Расширен и штат сотрудников «Экспофорума», владеющих китайским языком.

Также среди участников – Турция, Южная Корея, Индия, Вьетнам, Иран, ЮАР, Сингапур и Индонезия. На петербургском смотре рыночных достижений отрасли красной нитью проходит тема – безопасности труда судостроителей. Ведь именно благодаря им амбициозные задачи выполнимы. Так, Санкт-Петербургский морской университет представил экзоскелет. Поднять 30-килограммовый винт с легкостью теперь под силу каждому, причем без вреда здоровью.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Есть жесткий каркас – дублирует позвоночник, заставляет рабочего, провоцирует поднимать тяжести, работать с грузами с правильной, как культурист, прямой спиной. Мы наклоняемся, пластина пытается нас выгнуть», – отметил генеральный директор компании-производителя Максим Скоков.

Пульт судоводителя и стол штурмана, арктический круизный лайнер, атомный ледокол, батискаф – за всеми этими инновационными отечественными технологиями непросто будущее, а уже настоящее российского гражданского судостроения.