Потереть нос грифону или палец Атланту. Что ни сделаешь у знаковых городских памятников и скульптур, всё на счастье — так считают многие, поэтому безостановочно и с усердием натирают лапы, морды и хвосты, носы, шпаги и колени, пишут заветное на медных и мраморных исторических телах и даже садятся верхом, если повезёт. Петербург соткан из легенд и примет. Но горькая правда состоит в том, что по осени, когда туристы уже изрядно выдыхаются, реставраторы подсчитывают потери. До следующего лета не ищите сфинксов с Египетского моста — они до обидного быстро вернулись в мастерские. От любви и внимания пострадали грифоны, и это только часть из множества историй болезней, которые зафиксировали специалисты Музея городской скульптуры. Искусство, конечно, принадлежит народу. Но масштабы бедствия уже таковы, что даже серьёзные эксперты поговаривают о замене подлинных памятников на копии.

Здесь были сфинксы без малого две сотни лет. А ещё Паши, Маши, Светы. Автографы и селфи верхом на мистических стражниках лишили Египетский мост силы. По иронии судьбы, остались лишь фотографии на память. Скульптуры снова уехали в мастерские. Причем надолго, даже поступают предложения, чтобы насовсем. Было предложение заменить их на двойников, например, как в Летнем саду.

«Надо, конечно, комиссионно решит, какую скульптуру можно оставить, а какую можно заменить на копию, а подлинники выставить в помещении с тем, чтобы они не разрушались в дальнейшем», — сказал Михаил Мильчик, искусствовед.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

На очереди львы с Адмиралтейской набережной. В декабре прошлого года они только вернулись с реставрации, но псевдоценители искусства уже изрядно покалечили петербургских львов — на спинах царапины и даже вмятины. В погоне за эпатажным селфи вандалы то коней на Аничковом мосту укрощают, то шпагу Кутузову укорачивают, то мангал на Медном всаднике устанавливают. Некоторые пошли дальше и помогли улететь 28 орлам с ограды Александрийского столпа. А уж сколько раз Чижик-Пыжик пропадал.

Один из новых видов вандализма — черные жирные полосы на гранитных частях постаментов. Это следы от парафина, который используют скейтбордисты для скольжения, он въедается в гранит и полностью устранить его невозможно. Такие загрязнения были обнаружены на основаниях памятников Дзержинскому на Шпалерной улице, Чернышевскому на Московском проспекте, Ленину на Московской площади.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

На Банковском мосту несладко приходится грифонам. Реставраторы зафиксировали новые повреждения — погнута опора фонаря и стерта позолота.

«Следы от ног, кто-то пытался забраться выше, на голову грифону. Если ещё сотрут, то дальше уже грунтовка и медь», — сказал Василий Васюков, художник-реставратор 1-й категории Государственного музея городской скульптуры.

Грозные и монументальные стражники только с виду. Крылатые львы выполнены из выколотой меди, внутри полые, толщина стенок примерно как лист картона. И если оседлать того же грифона решаются, к счастью, не многие, то коллективное натирание скульптур до дыр — проблема более масштабная. Морда верблюда у памятника Пржевальскому в Александровском саду уже блестит, как самовар.

«Меняется пластика самой морды, у нас уже стерта шерсть, здесь была шерсть, мы уже потеряли фактуру. Теряем авторскую поверхность, которая не восстанавливается», — рассказала Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры.
О чудодейственных свойствах скульптур проповедуют недобросовестные экскурсоводы. Натирающие разные части тела памятникам искренне веруют — за это будет им счастье.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Все это выродилось в такую, на мой взгляд, постыдную форму гражданского язычества. Потому что ни Петр, ни другие скульптуры петербургские, это не лампа Аладдина, чтобы их натирать. Если очень хочется что-то натереть, ну полы натрите», — сказал Владимир Гусаров, авто исторических экскурсий.

Впрочем, уйти от ответственности удается далеко не всем. Мужчину, повредившего фонари на Львином мосту, отправили в колонию почти на год. Помимо этого — возмещение ущерба. А вот так выглядели вандалы начала прошлого столетия. На историческом снимке Сергей Есенин со студентами Сельхозинститута на памятнике Пушкину. Получается, тяга буквально прикоснуться к прекрасному была у человека всегда. Таблички с запретами, штрафы, просветительская работа — это лишь начало долгого и сложного пути к формированию новой туристической культуры.