Сотни тысяч людей нашей страны выбрали профессию железнодорожника. Но бывает и так, что рельсы и поезда объединяют сразу несколько поколений одной семьи. Более 160 лет своего труда отдала петербургская династия Тищенко стальной магистрали. О тех, кто уже три поколения идут под одной фамилией и одной дорогой, – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».
25-летний Иван Тищенко с гордостью показывает свои владения. Все, что находится в пределах 20 км отсюда – его сфера ответственности. Он – электромеханик тяговой подстанции. По этим кнопкам, переключателям и стрелкам дистанционно следит за исправностью электрооборудования контактной сети железной дороги.
Иван – продолжатель династии: его дед работал на тяговой подстанции в Ленобласти.
«Мы жили в Борисовой Гриве и подстанция находилась прямо там. Он брал меня на работу, показывал щитовую, что за что отвечает. Было интересно, и всегда мне он говорил, что вырастешь – учись на электрика. Электрик – это хлебная профессия: всегда себе работу найдешь», – рассказывает электромеханик Санкт-Петербург – Финляндской дистанции электроснабжения Иван Тищенко.
Вообще же Иван – железнодорожник в четвертом поколении. Все началось с прадеда: на железной дороге он трудился еще до войны, потом ушел на фронт, в одном из боев погиб.
Прабабушка, к слову, была стрелочницей, в блокаду работала на станции «Ладожское озеро», награждена медалью «За оборону Ленинграда». Семейную традицию продолжили ее сын и внуки.
Каждое утро под гул дрезины Николай отправляется на высоту – вот уже 33 года. Говорит: железная дорога – это не только рельсы и шпалы, но еще и провода, от которых питаются поезда, и в дождь, и в снег, и в жару, и солнце контактная линия должна быть исправна. Через 10 месяцев Николай выйдет на пенсию, но, говорит, скорее всего останется работать.
«Это вся моя жизнь – железная дорога. А как еще сказать? Без нее, я не знаю, она мне и снитcя по ночам – железная дорога. Кроме контактной сети, в общем-то, я больше ничего не умею. Электрика контактной сети специфическая – на гражданке, в общем-то, не пригодится. Так что, будем работать», – говорит Николай Тищенко.
Почти 3 десятилетия железной дороге посвятил брат Николая – Александр. Он – главный механик, отвечает за техническое состояние подвижного состава, а с этим здесь строго.
Под его контролем – 7 единиц: проверить бортовой журнал, акты техосмотра, графики выездов, проследить, чтобы каждый агрегат вовремя прошел контрольную поверку. Александр говорит: его труд больше связан с бумагами, но иногда работает и руками.
«Какие-то ситуации случаются с внеплановыми ремонтами и отказами на автомотрисах. Тогда да, приходится напрямую переодеваться, приходить и совместно с бригадой искать причину и пытаться ее устранить. Руками работать приходится. При необходимости. Чем меньше этой необходимости, тем лучше, у нас, я считаю, слажена работа», – говорит главный механик Санкт-Петербург – Финляндской дистанции электроснабжения Александр Тищенко.
На всех троих – одна фамилия, профессия, и одна дорога. Железная, и по ней следуют не только поезда, но и судьбы людей.