В музее «Битва за Ленинград» имени Колобанова реставрируют легендарный Т-70. Машину-участника боев за Мелитополь в 1943 году специалисты хотят не просто превратить в музейный экспонат, а сделать так, чтобы танк своим ходом приехал на парад честь годовщины освобождения города от фашистских захватчиков.
Реставраторы наносят последние слои краски. Рядом с кузовом – гусеницы, башня и двигатель. В ближайшие дни специалисты соберут всё воедино. И впервые за 80 лет этот Т-70 снова заведут.
«Этот танк можно сказать уникален. Потому что экспонат действительно с судьбой. Это тот самый Т-70, который первым ворвался в Мелитополь во время освобождения города от фашистских захватчиков. Это произошло 13 октября 1943 года. Танком командовал лейтенант гвардии Говрюшов Сергей Дмитриевич. И, к сожалению, в тот день танк был уничтожен», – рассказал сотрудник музея «Битва за Ленинград» имени З.Г. Колобанова Александр Николаенко.
![](https://cdn.tvspb.ru/storage/wp-content/uploads/2023/08/new.02_47_56_14.still6963.jpg__0_0x0.jpg)
Война не пощадила героя. Танк был насквозь прошит вражескими снарядами. Позже машину подлатали и водрузили на постамент рядом с захоронениями членов экипажа.
Предыдущая реставрация была очень грубой. Специалисты заварили люки и пробоины. Сейчас проводят особый вид реставрации, когда нужно наоборот ста показать боевые раны. Вот, например, последствия сквозного прострела. Снаряд вошёл в боковой бронелист и вышел с противоположной стороны, где выбил броневую плиту. Реставраторы её заменили, но не стали скрывать сварочные швы.
![](https://cdn.tvspb.ru/storage/wp-content/uploads/2023/08/new.02_47_57_02.still6964.jpg__0_0x0.jpg)
Кроме этих заплат, почти всё у танка родное. Единственный не аутентичный агрегат – это двигатель. На Т-70 в 40-е годы устанавливали спаренные бензиновые двигатели от грузовиков ГАЗ. Конструкция сложная и не очень надежная. Сейчас механики подготовили для установки большой и мощный дизельный двигатель и обновили съеденные временем расходники.
«В танке не было ничего, абсолютно пустой. Одно было сгнившее. Катки не крутились. На сегодняшний день все сделано, катки крутятся, подшибники поменяны, смазка набита. Процесс идёт к установки двигателя, установки тяги, и ходовой части танка», – рассказал реставратор машинных механизмов музея «Битва за Ленинград» имени З.Г. Колобанова Алексей Сударев.
![](https://cdn.tvspb.ru/storage/wp-content/uploads/2023/08/new.02_46_54_15.still6961.jpg__0_0x0.jpg)
С просьбой отреставрировать легендарный танк в Российское военно-исторической общество обратились жители Мелитополя. Машину доставили в музей «Битва за Ленинград» имени Колобанова в мае. Реставраторы сразу же предложили не просто сделать памятник из Т-70, а поставить его на ход. Все работы должны быть завершены к началу октября, чтобы 23 числа он мог сам проехать по Мелитополю в годовщину освобождения города от фашистских захватчиков.
![](https://cdn.tvspb.ru/storage/wp-content/uploads/2023/08/new.02_48_09_22.still6965.jpg__0_0x0.jpg)