Игра цвета и света, магия древних цивилизаций. Далекую Африку глазами российских художников конца 19 – начала 20 веков представили в корпусе Бенуа Русского музея. Более полусотни полотен авторства Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Маковского и других именитых мастеров. Мир диковинных персонажей и сказочных пейзажей – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».
Жаркое дыхание загадочного континента, магия древних цивилизаций, быт, похожий на сюжеты сказок. Африка на картинах русских художников – место, где красивые люди живут среди завораживающих пейзажей.
«Их поражала необычность атмосферы, радость природы, солнце. Они с восторгом описывали, как они забирались на пирамиду Хеопса, и вот это поднятие на пирамиду фиксируется очень многими путешественниками: рисковали, боялись, было трудно, но не могли себе отказать в удовольствии подняться – открывался прекрасный вид», – отметила заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX веков Русского музея Наталия Соломатина.
На восторженных пришельцев с севера жители Марокко, Египта и Туниса смотрели с подозрением. В исламской традиции нет портретов, поэтому, например, для Зинаиды Серебряковой поиск натурщиков превращался в отдельное приключение.
«Приходилось очень долго сперва ходить, упрашивать – это делалось очень быстро и несколько пугливо. Кому-то платила деньги, ну, в основном, ей приходилось платить за все позирования», – подчеркнул ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов.
Центральный экспонат выставки – полотно Константина Маковского «Перенесение священного ковра в Каире». Так масштабно и подробно в 19 веке российские художники Африку не писали. Показав торжественную процессию в клубах пыли и лучах солнца, художник сумел передать атмосферу и звуки улочек столицы Египта.
«Каир взору художника, как он его видел, предстал город исключительно таким праздничным, ярким, шумным – все это было в русле восприятия востока в то время европейцами», – рассказал заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XXI веков Русского музея Павел Климов.
Для европейцев в начале 19 века Африку открыл Наполеон, но на выставке нет четкой хронологии. Только самые важные вехи знакомства отечественных живописцев с экзотическим континентом.
«Братья Чернецовы описывают всю эту историю: они, побывав в Италии, решили предпринять путь в святую землю. Оказавшись в Египте, провели там полтора месяца в путешествиях, с достаточным чувством юмора описывают самые разные ситуации с переводчиками, проводниками», – поделилась заведующая сектором рисунка 18 – начала 20 веков Русского музея Наталия Соломатина.
Выставка, на которой представлено более полусотни работ, проходит при поддержке Сбербанка. Приурочена она к саммиту Россия –Африка. Яркое культурное событие, уверены кураторы, поможет жителям разных стран без переводчиков понять друг друга.