Империя Евгения Пригожина включала десятки фирм, напрямую или косвенно связанных со скандально известным бизнесменом. Они использовали сложные финансовые схемы, которые существовали на государственные деньги.
По данным журналистов, с 2011 года фирмы Пригожина получили свыше 5 тысяч госконтрактов на общую сумму почти 210 миллиардов рублей. Это только по минимальным подсчетам и на основе открытых данных.
Нередко конкурсные процедуры проходили с нарушением антимонопольного законодательства с помощью рейдерских операций. В своем сюжете программа «Вести недели» на телеканале «Россия 1» сосредоточилась на Северной столице, потому что здесь были штаб-квартира Пригожина и основные компании – «Конкорд», «Мегалайн», медиахолдинг «Патриот» и группа «Вагнер». Масштаб бизнеса был неразрывно связан с масштабом амбиций, отметили в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1».
«Его задача – забрать Петербург, область через прямое участие в войне, через «Вагнер». Нарастить свой потенциал, ресурсы, аппарат и уже с другой весовой категории возвышаться над Бегловым», – считает командир батальона «Восток» Александр Ходаковский.
Пригожин считал себя полноценным хозяином региона. Все помнят, как он пытался дискредитировать петербургскую власть и конкретно губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Информационное давление оказывал через свои специально созданные медиаресурсы. В одном из зданий на Приморском проспекте Петербурга до недавнего времени располагался медиахолдинг «Патриот» Евгения Пригожина. Армия блогеров и так называемых журналистов создавала бизнесмену образ Робин Гуда. Сейчас офис закрыт, а доступ на территорию ограничен.
Конечно, можно и нужно проводить журналистские расследования, если заказчик не является крупным игроком на рынке недвижимости, ведь информационные атаки на власти Петербурга были очевидной попыткой свести личные счеты и получить самые жирные куски земли под строительство. Так было и несколько лет назад во время начала «мусорной реформы» в городе. Бизнесмен Пригожин раздавал интервью и поливал грязью Смольный.
«Мы прекрасно понимали, что происходит, и вся атака была направлена на руководство города. Валявшийся фантик от конфеты через два часа превращался в тысячу информационных сообщений о том, что весь город завален мусором», – сказал председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экономической безопасности правительства Санкт-Петербурга Александр Герман.
Компании, аффилированные с Пригожиным, по некоторым данным, тоже хотели получить контракт на вывоз мусора, но проиграли и начали мстить. Не обошлось и без саботажа. Некоторые дворы специально оказались заперты, а контейнеры – заблокированы. «Красивую» картинку тогда активно тиражировали медиа Пригожина. В грязный пиар были вовлечены даже дети. Все после того, как одной из фирм Пригожина не дали заниматься бизнесом по организации питания для школьников.
«Появлялись новости, что детям вместе с кашей подают червяков, причем для специалистов было понятно, что в сваренной каше не мог оказаться живой червяк, но это преподносилось как нарушение соцпита. Фейки создавались, подогревалось общественное мнение, находились вдруг какие-то стекла в продуктах питания, жучки, паучки, то есть все это начало происходить после того, когда было объявлено, что во Фрунзенском районе все должно происходить в рамках действующего законодательства», – вспоминает глава Фрунзенского района Санкт-Петербурга Константин Серов.
Пригожин пытался получить влияние всеми путями, а потом диктовал свои условия, но в Петербурге ему дали отпор.
«Здесь предпринимались достаточно серьезные попытки, но все решилось благодаря работе правительства Санкт-Петербурга и лично губернатора, который жестко занял позицию того, что бизнес не может влиять на власть, власть выбрана народом для того, чтобы она управляла городом», – сказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.