В Петергофе после реставрации открыли павильон «Эрмитаж». Небольшое здание было построено по приказу Петра Первого под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Оно стало прототипом всех российских Эрмитажей.

Таким павильон «Эрмитаж» в Петергофе видел его первый владелец Пётр Великий. Реставраторы вернули фасаду исторический цвет, близкий к апельсиновому. А ров вокруг здания наполнили водой.

«Чем мы гордимся — нам удалось впервые за 200 лет заполнить его водой. Такие попытки были в 70-х годах, но тогда это не удалось. Пришлось откачивать воду из подвала. Сейчас у нас получилось, вода во рву, и мы этому рады», — сказал врио генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.

Идею строительства этого павильона, как и многие другие инициативы, император привёз из заграничного путешествия. Мода на такие двухэтажные дома была распространена среди состоятельных европейцев в начале 18 века.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В переводе с французского Эрмитаж — «жилище отшельника» или «уединённый уголок». Но Пётр I насладиться уединением в павильоне не успел. Внутреннюю отделку закончили уже после смерти императора. Зато здесь часто отдыхали Елизавета Петровна и Екатерина II.

Чтобы во время обедов царственных особ не беспокоили даже слуги, в павильоне оборудовали подъёмный стол. Сервировали его на первом этаже в Буфетной, а затем он с помощью системы тросов и блоков поднимался в Верхний зал.

«Император хотел перемену блюд, дёргал шнурок, внизу звонил колокольчик», — рассказала заведующая сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Секарева.

Аналогичным образом мог поступить и каждый из 14 гостей. Написать свои пожелания на специальной дощечке и отправить её на тарелке вниз на кухню. С помощью специальных механизмов на второй этаж попадали и сами гости — на подъёмном кресле.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Император Павел Первый обедал здесь с семьёй, оборвался трос, и монархи застряли на втором этаже. Их пришлось эвакуировать отсюда с балкона. И было дано распоряжение построить лестницу», — объяснила начальник экспозиционной службы Государственного музея-заповедника «Петергоф» Нино Вахания.

Верхний зал украшают 124 картины, разделённые только золочёным багетом. Это так называемая шпалерная развеска. Многие полотна отреставрированы.

«В процессе этой кропотливой работы сделали большие открытия. Была атрибутирована картина «Стадо коров на водопое». У этой картины появилось имя «Вейч», — отметила заведующая сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Секарева.

Работы провели и в подвальных помещениях. С момента своего создания на берегу Финского залива Эрмитаж страдал от сырости и влаги. Специалисты выполнили гидроизоляцию. А ещё приспособили здание для посетителей с ограниченными возможностями здоровья: появились аннотации, дополненные шрифтом Брайля. А одна из картин представлена в виде тактильной модели.