Полигон для «умных» трамваев. В Петербурге оборудуют специальную площадку, где начнут тестировать новейший электротранспорт.

Он уже работает на городских линиях. Такие трамваи оснащены искусственным интеллектом. На новом полигоне в условиях реальной среды будут в том числе обучать водителей управлению современным транспортом. Он постепенно замещает старый подвижной состав.

Водитель в кабине, но это никого смущать не должно, в первую очередь искусственный интеллект. Уживаются. Человек трамваем управляет. Компьютер его Направляет. Например, не позволяя нарушать правила и следит за состоянием здоровья. И это не испытания, это работа городского маршрута.

Трамвай только тормозит. Когда водитель не успевает. И делает это аккуратно. В начале предупреждает ты не успеваешь тормозить или что-то еще. И лишь потом берет управление на себя. Что касается перехода на полное управление роботом, то процесс очень близок.

 «Трамвай только тормозит. Когда водитель не успевает. И делает это аккуратно. Дескать в начале предупреждает ты не успеваешь тормозить или что то еще. И лишь потом берет управление на себя. Что касается перехода на полное управление роботом. То процесс очень близок», — подчеркнул директор СПб ГУП «Горэлектротранс».

К переходу надо подготовить и человека. Например, когда тестировали управления светофорами для проезда трамваев — выяснилось, что в итоге удалось выиграть всего минуту с часового маршрута. Начали разбираться в деталях, оказывается на некоторых перекрестках водители после закрытия дверей на остановке, не выезжали на зеленый, боясь застрять по середине.

Понятно, что для трамваев-беспилотников нужны новые составы. Ставить компьютерную систему на такие вот, никто не будет. Но сейчас вопрос произносят и иначе. Не так сложно создать трамвай который поедет сам, другое дело — вписать его в городскую инфраструктуру. Чтобы светофоры включались как нужно и когда нужно, правильно переводились стрелки. И, конечно, изменить законодательство, для этого важно понять, что беспилотники — это не шутка и не диковинка — это реальность.

За время тестов человека и компьютера на маршруте несколько раз удалось избежать аварий благодаря датчикам экстренного торможения, когда на помеху реагировал искусственный интеллект. Но от всего не застраховаться. И в случае аварии с участием робота — как на это реагировать законодательно.

«Надо пересмотреть и административное и уголовное законодательство. Мы же понимаем с вами, что, если вы нарушите правила и устроите аварию, то вас привлекут к административной или не дай бог уголовной ответственности. И там кого?», — подчеркнул депутат Госдумы Сергей Морозов.

Как оштрафовать и наказать робота? Таких прцентдентов пока что не было. Придется переквалифицироваться и водителям, такая профессия исчезнет. Скорее всего они переформатируются в борт-инженеров, и будут не управлять а следить.

«Это не будет водитель в привычном понимании, который следит за движением и находится в кабине. Пусть у нас будет 3 рабочих дня или 4, а остальное мы будем посвящать семье допустим. А искусственный интеллект будет работать. Сейчас время, чтобы мы совершили этот скачок», — отметил Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимир Луговенко.

В результате тестирования всплывали и совсем забавные эпизоды. Система контроля за состоянием водителя, например, была разработана в Азии и первое время отказывалась признавать, не то что навыки петербургских водителей, а в принципе оспаривала их существование.

По итогам двухднвеной работы специальной комиссии принято решение открыть в Петербурге полигон для испытния беспилотных трамваев на базе парка «Электротранса» на улице Шаврова. Здесь кстати уже репетируют расстановку трамваев без водителя. Он закатывается на кольцо, отпускает домой человека, сам заезжает на мойку по координатам и ждет утра. Уверяют, кататься по ночному городу еще ни один вагон не сбегал.