Тем временем в строй возвращается один из самых «уставших» мостов Петербурга. Биржевой встал на капитальный ремонт в октябре 2021 года. На этой неделе строители официально отчитались о завершении работ.

Впрочем, настройка переправы будет длиться практически все лето. Экскурсоводам, кстати, нужно внести коррективы в свои рассказы о Биржевом. Уникальный разводной механизм так и остался изюминкой моста, но есть существенные дополнения.

Название, прежний облик, опоры — в остальном — Биржевой мост новый. За два года строители заменили старые металлические конструкции, установили новые светильники, перила, а главное —  новый подъемный механизм.

«Нашей бригадой проходим обучение на новый гидравлический привод. Мост разводится самое быстрое — примерно чуть менее четырех минут, если это необходимо, соответственно, можно медленнее», — подчеркнул начальник бригады Биржевого моста Дмитрий Майоров.

Конструкции вытачивали и полировали на Обуховском заводе. Восемь цилиндров каждый весом больше трех тонн.

«Специальной подготовки не требовалось, потом что изделия подобного типа мы производим в рамках серийных госконтрактов, потребовалась дополнительная оснастка для проведений испытаний на прочность», — рассказал заместитель технического директора по подготовке производства «Обуховского завода» Леонид Соколов.

Эти цилиндры с легкостью поднимают почти три тысячи тонн металла и асфальта. Изящные пролеты Биржевого, проверка на профпригодность для речников.

Ночью Нева — оживленная трасса для больших грузовых кораблей. И Биржевой мост — первые ворота в Финский залив.

Переправа перерождается уже второй раз. Впервые и более кардинально мост перестраивали в 63 года назад. После того, как его деревянного предшественника едва не снесло целой лавиной судов.

Тогда он назывался мостом Строителей. Имеется ввиду — коммунизма. Стальной путь в светлое будущее оснастили на тот момент самым современным механизмом.

Теперь уже раритетный пульт встречает посетителей в музее мостов. Еще в первой половине XX века привычная нам разводка выглядела абсолютно иначе. Как в реальности разводились уникальные конструкции  моста Лейтенанта Шмидта увидеть можно теперь только в фильме «Октябрь» Сергея Эйзенштейна.

Привычный подъемный механизм на мосту появился только в 1939 году. А вот его фонари так и остались освещать Марсово поле. Еще одна необычная переправа тоже навсегда осталась на архивных фото. 

«Было решено построить для Лиговского канала мост, мост арочный, из камня. Вода стекала к Бассейной улице, это улица Некрасова, там были бассейны, откуда воду качали», — рассказала заведующая отделом «Истории мостостроения» ФГБУК ЦМЖТ РФ Ирина Трунова.

Именно на этой улице и жил тот самый рассеянный человек из стихотворения Маршака. А Лиговский канал в то время тянулся через весь город. И на пересечении с Обводным его воду пустили по мосту.

Эта вода питала фонтаны Летнего Сада. Никаких кардинальных изменений в работе Биржевого моста, уверяют строители, в ближайшие полвека не предвидится. О своем порой экстремальном труде мастера вспоминают с легкой ностальгией.

Такой казалось бы чисто петербургской романтики в начале XX века в районе стрелки Васильевского острова не было. Еще в 1914 году столица империи жила без своего главного моста. Привычный нам Дворцовый открыли за два месяца до февральской революции. Мостовой бум случился в советское время. 60-е, редкие кадры — танки испытывают прочность Литейного и Троицкого мостов. Военной техникой проверяли устойчивость нового моста Александра Невского.

Ждать еще одного моста-исполина городу, который живет только благодаря переправам, остается недолго. В планах правительства Северной cтолицы уже в 2028 году закончить строительство разводного Большого Смоленского моста.