Русский музей готовит к открытию масштабную выставку, посвящённую одному из крупнейших направлений в искусстве 20 века — неоклассицизму. Название экспозиции «Вдохновлённые классикой» говорит само за себя. Античное искусство, эстетика ренессанса и художественные идеи эпохи классицизма — всё это нашло отражение в работах, представленных в корпусе Бенуа. 150 произведений, среди которых живопись, графика, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Многие из них экспонируются впервые.
Вот такой он — русский неоклассицизм начала 20 века. В первом же зале посетители выставки погружаются в «Древний ужас» Леона Бакста. Античный сюжет картины — следствие поездки художника в Грецию. Потрясения столетия, политические, общественные и технологические изменения словно толкают мастеров вернуться к прекрасному — к истокам искусства. Классическая подложка читается в работах Кустодиева, Серебрякова, Малевича, Самохвалова и Петрова-Водкина.
«В этом зале работы и Яковлева самые разнообразные, и графические, и работы Бакста — тех художников, для кого классика была основой их стилистики. А в других залах зрители могут увидеть очень знакомых художников. Например, Петрова-Водкина. Его богоматерь в контексте показывается впервые», — рассказала заместитель генерального директора по научной работе Евгения Петрова.
Здесь и русский классицизм, и итальянский ренессанс, античность, маньеризм, барокко. Всего 150 произведений неоклассицизма, некоторые работы впервые вышли в свет. Например, портрет княгини Ольги Орловой Савелия Сорина. На втором этаже корпуса Бенуа выставлен её же портрет кисти Серова. А одна из картин не выставлялась уже 15 лет.
«Это молодой художник, который прожил очень мало, московский художник Семён Карпов. Картина его называется «Тесей и Минотавр». Она связана с античным мифом. Она редко выставляется, потому что она огромная, она не совсем по своей тематике подходит для залов советского периода. Это неоклассика, причём такая острая», — отметил ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов.
Особого внимания заслуживают автопортреты мастеров — Казимира Малевича и совместная картина Александра Яковлева в образе Арлекина и Пьеро Василия Шухаева. Это воспоминание об увлечении художников театром.
В другом зале представлены самые поздние работы неоклассицизма советской эпохи. Одна из картин на выставке во Франции в 1937 году получила неофициальное название «Советская Джаконда» и золотую медаль. Это произведение Александра Самохвалов «Девушка в футболке».
Прообразом советской Джоконды стала учительница Евгения Адамова. Эта работа считается одним из самых известных произведений советского искусства. Дополняют выставку скульптуры, графика и декоративно-прикладное искусство. Вдохновиться классикой начала 20 века можно до 11 сентября.