В Петербурге дали старт производству на бывшем заводе Nissan. Там начинает работу «АвтоВАЗ» в партнёрстве с китайским производителем. Первую модель – Lada Х-Cross 5 – участники форума видели воочию. И не только её. Отметился ПМЭФ и ещё одним важным событием в автомобильной сфере. Запуск беспилотных грузовиков «КАМАЗ» по трассе М-11 «Нева».

Такой машины у «АвтоВАЗа» ещё не было. Впервые 160 лошадиных сил под капотом и семиступенчатая автоматическая коробка передач. Спортивная отделка салона соответствует внешнему облику автомобиля. Приборная панель – мультимедийная. Пространства вокруг сидений много, панорамная крыша. Дальше – все привычные удобства: подогрев сидений и зеркал, электронная регулировка спинки под хозяина, парктроник. Машина выйдет в двух версиях – базовой и более оснащённой. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«В максимальной версии нашим покупателям доступна дополнительная система помощи водителю. Это датчик света, датчик дождя, автоматическое включение и выключение ближнего света, система безопасности, дополнительные подушки безопасности, система экстренного торможения при обнаружении пешехода, при съезде с полосы, адаптивный круиз-контроль при усталости водителя, камера 360 градусов», – рассказал директор проекта семейства автомобилей на новой платформе «АвтоВАЗа» Владимир Горбунов.

Новый X-Cross 5 пока собирают из крупных узлов, которые поставляет восточноазиатский партнёр. Однако уже к 2025 году основные комплектующие будут от петербургских компаний и других партнеров «АвтоВАЗа». Гостям ПМЭФ презентовали не только машину, но и гибкость отечественного автопрома. Всего четыре месяца назад «АвтоВАЗ» стал владельцем предприятия иностранного бренда, который ушел с российского ранка из-за санкций. А уже сегодня запустили конвейер. Линии пришлось аврально модернизировать. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«В кратчайшие сроки, усилиями всей команды, конструкторов, инженеров, маркетологов, стратегов, было сделано практически невероятное. Буквально умерший после ухода предыдущих собственников конвейер ожил и выдал нам сегодня первую продукцию», – поделился президент компании «АвтоВАЗ» Максим Соколов.

Здесь не только сборка, но также штамповка, литьё, сварка и покраска деталей. Руководству удалось сохранить коллектив, пока завод простаивал больше года. Полторы тысячи сотрудников вернулись в строй. В ближайшие годы штат пополнится ещё несколькими сотнями разных специалистов. До конца года с конвейера сойдут 10 тысяч кроссоверов. В следующем их, а также моделей в новом кузове, будет уже 30 тысяч. В зависимости от потребностей рынка, завод может выпускать до 120 тысяч авто.

«На этом мы модельный ряд не будем ограничивать. И со следующего года дополнительно добавятся модели седаны, которые будут также востребованы рынком. Класса Д», – заявил заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Автопром стал одной из самых ярких тем на ПМЭФ. Отрасль в пример другим показывает, как восстанавливается после падения. Вопреки прогнозам, с начала года на российский автомобильный рынок вышли больше новых машин, чем за тот же период в 2022-м.

«Если говорить про весь автомобильный рынок новых автомобилей, зарегистрированных на рынке. В январе-мае – 414 тысяч, по сравнению с 390 тысячами аналогичного периода прошлого года. Мы видим, несмотря на то, что у нас были январь, февраль и часть марта – это высокие месяцы, когда работали все промышленные площадки», – рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов.

По его словам, ежемесячных продаж автомобилей сейчас больше, чем до специальной военной операции. Помимо произведенных машин в России, это ещё и ввезенные из дружественных стран. Их теперь не 25% процентов, как было годом ранее, а больше половины. Российский автопром не только показывает заполнение лакун, а также выводит в свет новые технологии и инфраструктурные проекты.

Так, на ПМЭФ запустили движение беспилотных грузовиков между Петербургом и Москвой. По трассе М-11. У КАМАЗов прицепы с настоящими грузами. Их предоставили крупные компании, которые и намерены собирать сливки с проекта.  

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Беспилотник без остановки цепляет загруженный полуприцеп здесь и везет его на такую же площадку рядом с Москвой, где наш «тягяч» забирает его и везет первую и последнюю милю. За счет того, что полуприцеп двигается без остановки круглосуточно, мы улучшим скорость доставки, а второе – мы планируем снизить расходы на 12%», – сообщил заместитель директора Первой экспедиционной компании Вадим Филатов.

Машина движется со скоростью до 90 километров в час. В кабине – руль и другие элементы ручного управления, а также испытатель – это требование российского законодательства. К 2025 году экспериментальный правовой режим должен смениться на действующий – для беспилотников. Они будут передвигаться по крайней правой полосе.  

«Система автономности классифицируются от 0-го уровня до пятого, то есть шесть уровней: ноль, один, два, три, четыре, пять. Пятый – полный робот, где нет кабины, нет водителя. Нулевой уровень – это где система предупреждает, подсказывай, но не вмешивается. Наш автомобиль сегодняшний – это уровень 3+, то есть это уже автомобиль полу робот, который может ехать в автономном режиме», – поделился главный конструктор инновационных автомобилей КАМАЗ Сергей Назаренко.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Через два года, после отладки всех мелочей, уровень автономности будет уже четвертым. Водитель сможет отвлекаться от дороги на просмотр фильма или даже на сон. Полностью уберут кабины в 2028-м году. М-11 пока единственная трасса, для движения по которой обучены беспилотники. В июле по ней будут курсировать уже шесть машин, а в следующем году – 24.

«Впервые мы здесь открываем запуск беспилотных автомобилей. Первые беспилотники пошли из Петербурга в Москву. Это большая, огромная инфраструктура, которая отслеживает абсолютно все движение с самого начала до самого завершения своего пути», – рассказал губернатор Петербурга Александр Беглов.

Предполагается, что электронные дальнобойщики будут безопаснее, потому что обстановку вокруг техника видит гораздо лучше человека. Не только с помощью видеокамер. Их показатели дублируются датчиками инфракрасного света по всему периметру грузовика и радарами. Все вместе они создаю трехмерную модель местности и объектов движения на 250 метров вокруг. Кроме того, машина связывается по сети с логистической командой и со сверхточной картой для того, чтобы понимать, где находится. Весь софт отечественный, разработка КАМАЗА. Кроме того, робот не устаёт и не сачкует. И дарит человеку более высококвалифицированные рабочие места.