В Петербурге дали старт производству на бывшем заводе Nissan. Там начинает работу «АвтоВАЗ» в партнёрстве с китайским производителем. Первую модель – Lada Х-Cross 5 – участники форума видели воочию. И не только её. Отметился ПМЭФ и ещё одним важным событием в автомобильной сфере. Запуск беспилотных грузовиков «КАМАЗ» по трассе М-11 «Нева».
Такой машины у «АвтоВАЗа» ещё не было. Впервые 160 лошадиных сил под капотом и семиступенчатая автоматическая коробка передач. Спортивная отделка салона соответствует внешнему облику автомобиля. Приборная панель – мультимедийная. Пространства вокруг сидений много, панорамная крыша. Дальше – все привычные удобства: подогрев сидений и зеркал, электронная регулировка спинки под хозяина, парктроник. Машина выйдет в двух версиях – базовой и более оснащённой.
«В максимальной версии нашим покупателям доступна дополнительная система помощи водителю. Это датчик света, датчик дождя, автоматическое включение и выключение ближнего света, система безопасности, дополнительные подушки безопасности, система экстренного торможения при обнаружении пешехода, при съезде с полосы, адаптивный круиз-контроль при усталости водителя, камера 360 градусов», – рассказал директор проекта семейства автомобилей на новой платформе «АвтоВАЗа» Владимир Горбунов.
Новый X-Cross 5 пока собирают из крупных узлов, которые поставляет восточноазиатский партнёр. Однако уже к 2025 году основные комплектующие будут от петербургских компаний и других партнеров «АвтоВАЗа». Гостям ПМЭФ презентовали не только машину, но и гибкость отечественного автопрома. Всего четыре месяца назад «АвтоВАЗ» стал владельцем предприятия иностранного бренда, который ушел с российского ранка из-за санкций. А уже сегодня запустили конвейер. Линии пришлось аврально модернизировать.
«В кратчайшие сроки, усилиями всей команды, конструкторов, инженеров, маркетологов, стратегов, было сделано практически невероятное. Буквально умерший после ухода предыдущих собственников конвейер ожил и выдал нам сегодня первую продукцию», – поделился президент компании «АвтоВАЗ» Максим Соколов.
Здесь не только сборка, но также штамповка, литьё, сварка и покраска деталей. Руководству удалось сохранить коллектив, пока завод простаивал больше года. Полторы тысячи сотрудников вернулись в строй. В ближайшие годы штат пополнится ещё несколькими сотнями разных специалистов. До конца года с конвейера сойдут 10 тысяч кроссоверов. В следующем их, а также моделей в новом кузове, будет уже 30 тысяч. В зависимости от потребностей рынка, завод может выпускать до 120 тысяч авто.
«На этом мы модельный ряд не будем ограничивать. И со следующего года дополнительно добавятся модели седаны, которые будут также востребованы рынком. Класса Д», – заявил заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров.
Автопром стал одной из самых ярких тем на ПМЭФ. Отрасль в пример другим показывает, как восстанавливается после падения. Вопреки прогнозам, с начала года на российский автомобильный рынок вышли больше новых машин, чем за тот же период в 2022-м.
«Если говорить про весь автомобильный рынок новых автомобилей, зарегистрированных на рынке. В январе-мае – 414 тысяч, по сравнению с 390 тысячами аналогичного периода прошлого года. Мы видим, несмотря на то, что у нас были январь, февраль и часть марта – это высокие месяцы, когда работали все промышленные площадки», – рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов.
По его словам, ежемесячных продаж автомобилей сейчас больше, чем до специальной военной операции. Помимо произведенных машин в России, это ещё и ввезенные из дружественных стран. Их теперь не 25% процентов, как было годом ранее, а больше половины. Российский автопром не только показывает заполнение лакун, а также выводит в свет новые технологии и инфраструктурные проекты.
Так, на ПМЭФ запустили движение беспилотных грузовиков между Петербургом и Москвой. По трассе М-11. У КАМАЗов прицепы с настоящими грузами. Их предоставили крупные компании, которые и намерены собирать сливки с проекта.
«Беспилотник без остановки цепляет загруженный полуприцеп здесь и везет его на такую же площадку рядом с Москвой, где наш «тягяч» забирает его и везет первую и последнюю милю. За счет того, что полуприцеп двигается без остановки круглосуточно, мы улучшим скорость доставки, а второе – мы планируем снизить расходы на 12%», – сообщил заместитель директора Первой экспедиционной компании Вадим Филатов.
Машина движется со скоростью до 90 километров в час. В кабине – руль и другие элементы ручного управления, а также испытатель – это требование российского законодательства. К 2025 году экспериментальный правовой режим должен смениться на действующий – для беспилотников. Они будут передвигаться по крайней правой полосе.
«Система автономности классифицируются от 0-го уровня до пятого, то есть шесть уровней: ноль, один, два, три, четыре, пять. Пятый – полный робот, где нет кабины, нет водителя. Нулевой уровень – это где система предупреждает, подсказывай, но не вмешивается. Наш автомобиль сегодняшний – это уровень 3+, то есть это уже автомобиль полу робот, который может ехать в автономном режиме», – поделился главный конструктор инновационных автомобилей КАМАЗ Сергей Назаренко.
Через два года, после отладки всех мелочей, уровень автономности будет уже четвертым. Водитель сможет отвлекаться от дороги на просмотр фильма или даже на сон. Полностью уберут кабины в 2028-м году. М-11 пока единственная трасса, для движения по которой обучены беспилотники. В июле по ней будут курсировать уже шесть машин, а в следующем году – 24.
«Впервые мы здесь открываем запуск беспилотных автомобилей. Первые беспилотники пошли из Петербурга в Москву. Это большая, огромная инфраструктура, которая отслеживает абсолютно все движение с самого начала до самого завершения своего пути», – рассказал губернатор Петербурга Александр Беглов.
Предполагается, что электронные дальнобойщики будут безопаснее, потому что обстановку вокруг техника видит гораздо лучше человека. Не только с помощью видеокамер. Их показатели дублируются датчиками инфракрасного света по всему периметру грузовика и радарами. Все вместе они создаю трехмерную модель местности и объектов движения на 250 метров вокруг. Кроме того, машина связывается по сети с логистической командой и со сверхточной картой для того, чтобы понимать, где находится. Весь софт – отечественный, разработка КАМАЗА. Кроме того, робот не устаёт и не сачкует. И дарит человеку более высококвалифицированные рабочие места.