Традиционно одной из самых интересных дискуссионных площадок Петербургского экономического форума стал деловой завтрак Сбера. Статус мероприятия — самый представительный.
Герман Греф, начиная разговор, через запятую, иначе заняло бы слишком много времени, перечислил ключевых персон: два вице-премьера, четыре замглавы администрации президента, восемь министров, 12 депутатов, пять руководителей федеральных ведомств, 25 губернаторов, 45 глав крупнейших российских компаний. И все, ну, или почти все — без галстуков. Дресс-код располагает к неформальной беседе. Настолько, что один из бессменных спикеров завтрака Сбера депутат Госдумы Андрей Макаров затевает голосование на тему «Кто любит собирать грибы?». А потом профессиональный юрист доходчиво объясняет собравшимся, что даже этот процесс устанавливается у нас особыми законами, и если их нарушить, то может наступить и уголовная ответственность. Грибы как отражение зарегулированности и экономики, и многих сфер жизни людей. Такое госуправление Макаров прямо назвал неэффективным.
«Мы чемпионы мира не только по тем санкциям, которые ввели против нас, мы чемпионы мира по тем санкциям, которые мы накладываем на собственных граждан. Нигде в мире нет такого количества административной и уголовной ответственностей, потому что на каждую проблему, реальную или мнимую, мы отвечаем тем, что мы вносим поправки в административный или уголовный кодекс», — сказал депутат Государственной думы РФ Андрей Макаров.
В ситуации, когда экономическая трансформация неизбежна, говорит Макаров, роль государства — не заместить всё собой, а создать климат для развития. Собственно, этого бизнес и ждёт, подтверждает Герман Греф. Сбер провёл опрос предпринимателей, которые, устояв под давлением беспрецедентного количества санкций, теперь хотят работать в предсказуемой деловой среде. И как нельзя кстати за завтраком возник вопрос: а буду ли повышать налоги в следующем году?
«А будет ли повышение расходов? Похоже, что да. Ну, тогда надо понять, кто за них заплатит. Просто если мы хотим больше расходов, значительных, больших расходов, то надо понять, откуда возьмутся деньги. Деньги же из воздуха не бывают. Либо мы будем увеличивать дефицит, и соответственно инфляцию и ставки, за это заплатит население и бизнес, либо мы с вами увеличиваем налоги, за это тоже заплатят и те, и другие. Либо мы всё-таки наши дополнительные расходы возьмём из действующего бюджетного пирога, и сделаем так, что те траты, которые сегодня есть, их перенесём либо на потом, либо отложим и включим то, что сейчас нам надо. Это самое правильное, но это самое тяжёлое», — отметил министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.
«Мне кажется, мы при всём при этом очень упрощаем и не обращаем внимание на массу других вопросов. Мы напринимали кучу неэффективных решений. У нас с вами объём перекрёстного субсидирования разного в экономике, причём в каждой отрасли, измеряется десятками и сотнями миллиардов. Поэтому, мне кажется, нам придётся смотреть на это всё гораздо шире и залезать в экономику в том числе естественных монополистов, потому что пирог-то он один. Поэтому, мне кажется, нам всё-таки качество экономической дискуссии надо изменить и уйти там — повышать налоги-не повышать налоги — у нас много есть ещё чего, куда мы не хотим смотреть, но самое простое — это поставить вопрос: повышать или нет налоги», — считает министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
Здоровая модель — это когда налогов в казне больше, потому что растёт экономика. Разговор снова вернулся к условиям, в которых бизнес может развиваться. Нужна инфраструктура. Вот билет на самолёт в Петербург на форум купить было можно, а достать билет на «Сапсан» — нет, пожаловался Греф. Так что глава РЖД Олег Белозёров начал выступление с извинений.
«Хочу извиниться, очень хотелось бы всех перевезти комфортно «Сапсанами», но пока в силу разных обстоятельств мы не настолько развиты, как нам хотелось бы. И применительно к этому — дорога Москва — Санкт-Петербург — ВСМ. Долго запрягаем, пока не поехали. Все заинтересованы, чтобы сейчас ВСМ было. Ну, во-первых, 2 часа, 30 минут из Москвы в Санкт-Петербург — абсолютно другой уровень. Мы готовы построить свой подвижной состав. Кто выиграет? Выиграют все территории. Более того, что несмотря на то, что сегодня есть огромные сложности с переводом валюты, с массой ограничений, но мы не может проехать в порты Балтики и на Северо-Запад. Ну, не можем. И нам нужно построить железную дорогу. На сегодняшний момент выбор: мы что будем строить? Мы будем строить ту железную дорогу, которую мы строили исторически, или мы построим новую, или сделаем шаг вперёд? ВСМ сейчас крайне своевременна, она действительно нашу страну подвинет на новый уровень и даст возможность инвестировать и вернуть больший объём денег, в том числе и налогов», — подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.
По планам электропоезда отечественной сборки должны пойти по высокоскоростной железнодорожной магистрали в 2028 году. Это проект, реализуемый на условиях государственно-частного партнёрства. Одна из эффективных форм сотрудничества государства и бизнеса. Проще говоря: если бюджетных денег не хватает, привлекают частные инвестиции. По такой формуле, очевидно, сейчас надо вкладываться в те сферы, которые критически пострадали от санкций, считает бизнесмен Алексей Мордашов. При этом хотелось бы избежать пустых трат. То есть соблюсти главный, по его мнению, принцип ГЧП — экономической целесообразности.
«Мне вспоминается, пример, не знаю, правда то или нет. Курчатов, когда институт построил, он запретил асфальтировать дорожки в парке, пока их не протопчут люди. А когда их протопали, тогда он их заасфальтировал. То есть то, что нужно было людям, он и зафиксировал. Он не сделал так, как было сделано в других советских парках. Давайте и мы за счёт ГЧП поймём, куда бизнесу-то надо. Какие там дорожки. А потом государство добавит, стимулов добавит», — сказал председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов.
Путь по таким дорожкам скорее всего ни для кого простым не станет, предупредил Герман Греф и выбрал свой образ, чтобы точнее объяснить, к чему всё-таки надо стремиться.
«Это очень непросто — соскрести со всех сусеков, чтобы набрать полную корзинку для того, чтобы испечь вот этот самый колобок, который должен покатиться дальше в виде нашей экономики», — заявил председатель правления ПАО «Сбербанк России» Герман Греф.
Подходящая для завтрака метафора. Желательно, чтобы колобок был ещё и с цифровой начинкой. Присутствующие, кажется, обсудили все ингредиенты этого рецепта. Осталось изготовить, руководствуясь ещё одним правилом Грефа, которое он огласил ещё в начале встречи: «Самое главное — скорость. И не увлекаться длинными речами».