Инновации начинаются в Петербурге. Железнодорожные переезды в пригородах Северной столицы постепенно становятся «умными». Их оборудуют системами безопасности, которые в автоматическом режиме контролируют отсутствие автотранспорта в зоне переезда и сводят к нулю риск столкновения с поездом.

56-й километр участка Рощино-Зеленогорск. Последние пять лет – это образцовый с точки зрения безопасности переезд. Именно с него в 2018 году начался масштабный проект Октябрьской железной дороги по внедрению систем контроля свободности переездов от транспортных средств.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В случае, если на ж/д переезде появляется препятствие, например, сломалась машина, специальные лазерные датчики считывают это и включают систему безопасности. Это сигнализация. И автоматическая остановка всех подъезжающих поездов.

Система настроена таким образом, что тормоза у поезда срабатывают автоматически даже без участия машиниста. Он лишь получает сигнал тревоги и данные, на каком километре находится препятствие. С новой системой все происходит в считанные секунды. В то время, как остановка состава без автоматики занимает не меньше минуты.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Дежурному по переезду остается освободить переезд, в первую очередь, и все. И, естественно, произвести доклад», – объяснил дежурный по переезду 56 километра участка Рощино-Зеленогорск Валерий Остриков.

Стоит отметить, что инновационная система безопасности – это комплекс мер. Помимо сигнализации, светофоров, устройств заграждения переезда (УЗП) и шлагбаумов, которые можно встретить и на обычных переездах, здесь установлены противотаранные барьеры, которые способны задержать даже груженые фуры массой до 20 тонн. А также табло обратного отсчета, которые информируют водителей, сколько секунд осталось до закрытия переезда. Все это управляется дистанционно из шкафа автоматики на посту дежурного. Что важно, система может работать автономно даже при отключении электричества в течение восьми часов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Переезд по большому счету здесь может работать и без человека. Естественно, человека мы здесь пока оставляем, хотя на сегодняшний день уже инновационные разработки позволяют видеть по видеоконтролю, что на переезде происходит и управлять несколькими переездами», – сказал главный инженер Октябрьской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Андрей Кленов.

Пока что в пригороде Петербурга пять переоборудованных переездов. Инновационные решения уже по умолчанию включаются при проектировании новых или реконструкции старых участков Октябрьской железной дороги. Так что число «умных» переездов на этой магистрали в ближайшие годы вырастет кратно – минимум в четыре раза.