Письма, как отражение эпохи. Личные послания ленинградцев времен Великой Отечественной легли в основу уникальной коллекции исследователя истории. В собрании петербуржца Владимира Елкина больше пяти тысяч экземпляров.

Родители Владимира Ивановича сражались за Ленинград. Отец – защитник ораниенбаумского плацдарма. Мать – политрук роты, всё дни блокады провела в осаждённом городе. Они выстояли и выжили, но и в мирное время до последнего вздоха не могли забыть ужасы войны.

«Ночью вдруг зажегся свет в коридоре, кто-то пытается двери открыть. Я вышел из своей комнаты, смотрю – стоит моя мама. Босая в сорочке, валенки держит, ворох одежды, пытается двери открыть. Я говорю, мамочка, что такое? Это произошло спустя 70 лет после Победы. В ту ночь Владимир Иванович поклялся себе до конца жизни хранить память о Великой Отечественной. И начал собирать документы эпохи. Сегодня в его коллекции насчитывается больше пяти тысяч писем. В основном в них трагические судьбы. По оценкам коллекционеров, в военные годы писали в десять раз больше, чем в мирное время. В частных и государственных архивах, а также на чердаках и в кладовках может находиться до десяти миллиардов писем войны.

«Мамочка, пишу тебе на клочке бумаги, потому что бумаги нет. Послала тебе уже четыре письма, от тебя нет ничего. А мои другие девочки уже писем много получили. Папа пишет о тебе, что беспокоится о тебе, и сообщает, что брат ушёл на фронт. И вот становится понятна судьба семьи. Было мирное время. Папа, мама, брат, сестра жили одной семьёй. Пришла война разорвала семью в клочья. Мама в блокадном городе, дочка в эвакуации, папа в командировке на военном объекте, брат ушёл на фронт. Надо писать всем», – рассказал Владимир Елкин.

В руки коллекционера бесценные документы нередко попадают случайно. Порой люди во время очередного переезда в новую квартиру не задумываясь выносят личные архивы на помойку чемоданами. Хорошо, если кто-то неравнодушный вовремя замечает и сообщает филокартисту. В стопках бумаг можно найти, например, послание сотрудника секретной в советские годы лаборатории, участника атомного проекта, разработчика уран-графитового реактора Игоря Панасюка — любимого ученика и близкого соратника Игоря Курчатова.

«Он пишет в одном из писем, вчера встречали Новый год у Курчатова. Понятно, оказывается, Курчатов не просто встречал, а он собирал всех своих сотрудников у себя на квартире. Конечно, они не писали о том, как происходит ядерная реакция, там обычные бытовые письма, но письма людей, которые значимы для нашей страны», – рассказал коллекционер.

Благодаря таким как Владимир Ёлкин эти страницы истории, которая коснулась без исключения каждой семьи, сохранятся для потомков. Артефакты коллекции востребованы. Городские музеи включают спасённые письма в свои экспозиции. А историки и лингвисты изучают до того недоступные подробности жизни героев.