Петербургские палеонтологи рассказали о климате и обитателях доисторической Чукотки. На примере останков динозавров, найденных в полярном Каканауте, ученые СПбГУ смогли не только определить возраст древних позвоночных, но и климатические условия, в которых они обитали десятки миллионов лет назад.

Сочные луга, густые влажные леса – такой была доисторическая Чукотка. Миллионы лет по ее бескрайним просторам бродили стада гигантских ящеров.

«Полярные территории не были безжизненными, их населяли динозавры, динозавры разнообразные. И, поскольку мы работаем на разных местонахождениях, которые сформировались на приполярных территориях, мы можем проследить смену динозавровых фаун на протяжении 60 миллионов лет», – профессор кафедры зоологии позвоночных СПБГУ Павел Скучас.

Во влажном и теплом климате динозавры сытно питались и активно размножались. Как и в южных частях планеты, росли несмотря на непроглядную полярную ночь.

«Негативные факторы в виде полярной ночи – соответственно, отсутствие растительности в теории, такой, какая она могла бы быть, и другие факторы негативно влияют на рост. На Чукотке мы подобного не обнаружили, там рост кости был равномерный», – отметил магистрант биологического факультета СПбГУ Роман Бапинаев.

Выяснить, как жили вымершие животные, ученые СПБГУ смогли благодаря найденным костям. На них, как на спилах деревьев, указана вся биография динозавра. У чукотских ящеров они испещрены кровеносными сосудами.

«Они были довольно крупными, по позвонку об этом судить довольно трудно, но приблизительная длина целого бедра оно около метра, соответственно, если прикидывать, то в длину эти динозавры могли достигать около 10 метров», – рассказал магистрант биологического факультета СПбГУ Роман Бапинаев.

Эксперты исследовали останки гадрозавра. От исполина осталось лишь несколько костей. Но их оказалось достаточно, чтобы понять главное. В отличие от своих сородичей на Аляске, чукотские динозавры жили в комфорте. И не подозревали насколько суровые условия ждут их далеких потомков.

А ныне суровая Якутия, говорят ученые, миллионы лет была родным домом для черепах. Исследование доисторических животных этого края — следующий этап работы петербургских ученых. И они уже анонсировали новые открытия.