26 апреля 1986 года в 01:23 на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС взорвался реактор. Из недр установки в атмосферу попали радиоактивные вещества, загрязнившие значительные территории. Радиоактивное облако, которое ветром понесло на запад, буквально сожгло лес, прилегавший к станции — деревья стали буро-красными через полчаса после аварии. Впоследствии лес срезали и захоронили. Радионуклиды, попавшие в почву и воду, сделали непригодными для проживания огромную территорию, включающую части областей Украины, России и Белоруссии — местных жителей эвакуировали, а опустевшую землю обнесли ограждением и назвали Зоной отчуждения. Радиационное загрязнение задело и регионы, находившиеся далеко от ЧАЭС — дожди со смертельно опасными веществами прошли в Ленинградской области, Мордовии, Чувашии, превышение концентрации цезия-137 фиксировали в лишайниках и мясе оленей в Норвегии, Швеции и Финляндии. С момента взрыва прошло уже почти 40 лет, однако причины аварии и её последствия по-прежнему составляют предмет обсуждений экспертного сообщества и побуждают к попыткам художественного осмысления случившегося. Трагедия людей, которым навсегда пришлось оставить свои дома, судьбы тех, кто был убит невидимыми лучами, подвиг ликвидаторов — всё это нашло отражение в художественных и документальных фильмах, книгах, фотоальбомах. Материалов, посвящённых этой теме, много. В этой статье расскажем лишь о нескольких из них.

Художественные фильмы

«Распад»


Фото: кадр из фильма «Распад»

Одна из первых художественных лент, посвящённых чернобыльской катастрофе — «Распад». Фильм с Сергеем Шакуровым в главной роли в 1990 году снял режиссёр Михаил Беликов. По сюжету, 25 апреля 1986 года главный герой — журналист Александр Журавлёв — возвращается домой, в Киев, из командировки в Грецию. Катастрофа, которая случится на следующий день, станет страшной рифмой к тому, с чем столкнулся Журавлёв, оказавшись дома.

Уезжая за границу, он пообещал отцу, что привезёт ему горсть земли Эллады — родины его предков. Вспомнил он об этом обещании уже дома. Чтобы не расстроить старика, Журавлёв решил пойти на обман — в роли греческой землицы выступила горстка строительного мусора из соседнего двора. Журавлёв тоже обманут — он быстро понял, что жена ему изменила. Разрушалась не только семья Журавлёва — процессы распада наблюдались во всём.

Когда по Киеву поползли слухи об аварии на станции, Журавлёв хотел сделать об этом материал, но главный редактор газеты грубо настоял на том, что ничего не происходит. Воздух города уже был наполнен радиоактивными частицами, но на Крещатике устроили велогонку, которую потом без конца показывали по телевизору. Руководство города бросилось эвакуировать своих близких, забыв обо всех остальных, а на вокзале спекулянты, воспользовавшись дефицитом билетов на поезда, пытались продавать проездные документы по заоблачным ценам, тем самым стараясь заработать на беде. Тем временем, в Припяти друзья Журавлёва помогали людям, жертвуя жизнями и здоровьём. Очевидно, что этот фильм можно было назвать только так — «Распад». «Во всём, что происходит, виноваты все», — говорит Журавлёв перед тем, как отправиться в зону.

В фильме есть много кадров с Припятью. Это кадры документальной съёмки, сделанной в 1990 году.

«Распад» получил золотую медаль Международного кинофестиваля в Венеции.

«Чернобыль: Последнее предупреждение»


Фото: кадр из фильма «Чернобыль: Последнее предупреждение»

В 1991 году на экраны вышел советско-американский фильм «Чернобыль: Последнее предупреждение». Режиссёр Энтони Пейдж снял историю о первых днях после аварии на электростанции, взяв за основу автобиографическую книгу врача Роберта Гейла.

Роберт Гейл, узнав о катастрофе, предложил свою помощь правительству Советского Союза и прилетел в Москву, чтобы обследовать пострадавших. Гейл — специалист в онкологии, гематологии и иммунологии. Проанализировав ситуацию, он предложил лечить тех, кто пострадал от облучения, посредством пересадки костного мозга. К сожалению, из первых пострадавших спасти удалось немногих — дозы радиации, полученные ими, были слишком велики.

Одной из сюжетных линий картины стала история пожарного Валерия Мащенко, получившего смертельную дозу облучения при тушении пожара на четвёртом энергоблоке. Мащенко доставили в московскую больницу, а его беременная жена вместе с другими эвакуированными жителями Припяти оказалась в Киеве. Оттуда, преодолевая множество трудностей, она приехала к супругу, где была с ним до его смерти. Этот сюжет имеет в основе реальную историю припятского пожарного Василия Игнатенко и его супруги Людмилы — об этой семье позже в «Чернобыльской молитве» напишет Светлана Алексиевич, а затем история станет частью сценария сериала «Чернобыль», снятого HBO.

Мини-сериал «Чернобыль»


Фото: кадр видео Chernobyl (2019) | Official Trailer | HBO

В 2019 году на экраны вышел мини-сериал «Чернобыль». Работа режиссёра Крейга Мейзина стала невероятно популярной и вызвала множество дискуссий. В России часть зрителей посчитала, что сериал выставляет СССР в негативном свете, часть аудитории похвалила создателей за достоверность и внимание к деталям. В сериале, за исключением нескольких моментов, практически нет так называемой «клюквы» — наборов ложных стереотипов о жизни в СССР и России, которые довольно часто можно видеть в американском кино. Быт советского прошлого создатели сериала показали очень скрупулёзно — квартиры, машины, посуда, мебель, элементы интерьера, одежда, причёски показаны ровно такими, какими они были в 1986 году.

Картина отдаёт дать памяти тем, кто, не жалея себя, спасал мир от невидимой опасности. Человек в «Чернобыле» показан разным — смелым и трусливым, эгоистичным и самоотверженным, низким и великодушным, предпочитающим закрыть глаза и задумывающимся и рефлексирующим.

Документальные фильмы

«Незабываемое»


Фото: кадр из фильма «Незабываемое»

Одним из первых документальных фильмов о Чернобыльской катастрофе стала короткометражка под названием «Незабываемое», которую сняли на студии «Припять-фильм». Оператор Михаил Назаренко, живший в городе энергетиков, запечатлел Припять 26 апреля. Десятиминутный ролик показывает, что в этот день город жил совершенно обычной жизнью. Это был выходной, суббота. Люди, не подозревая о смертельной опасности, гуляли с детьми, играли свадьбы, отдыхали под зонтиками уличных кафе. Лишь 27 апреля объявили эвакуацию и за горожанами прислали автобусы.

«Колокол Чернобыля»

Фото: кадр из фильма «Колокол Чернобыля»

Первый полнометражный фильм о Чернобыльской трагедии — «Колокол Чернобыля». Его снимали с мая по сентябрь 1986 года. Сначала Минатом очень негативно оценил эту картину, её хотели запретить, однако этого не случилось и уже через несколько месяцев она получила несколько наград известных международных кинофестивалей.

В «Колоколе» показали разрушенный взрывом четвёртый энергоблок, процесс дозиметрического контроля транспорта, работу по дезактивации зданий в заражённых населённых пунктах — это когда каждый дом тщательно мыли, поливая водой крышу, стены, окна, двери. Создатели фильма побеседовали с жителями сёл, оказавшихся в зоне заражения. Невозможно без комка в горле слушать истории людей, которым пришлось навсегда покидать свои дома весной, когда всё вокруг оживало. Птицы пели — как обычно, сады цвели — как обычно, поверить в существование невидимой опасности было непросто.

В фильме много интересных историй очевидцев. Например, мужчина, отправившийся ночью рыбачить на пруд-охладитель, стал свидетелем момента взрыва. После громкого хлопка с крыши энергоблока начал подниматься дым в виде грибка, а затем в небо устремился столб света высотой около двухсот метров. Однако рыбак, которому, по его словам, было хорошо известно устройство АЭС, был уверен, что реактор просто не мог взорваться. Он решил, что какой-то инцидент произошёл на крыше — в пользу его версии говорило отсутствие щелчков, которые бы свидетельствовали об отключении электросети от энергоблока. Успокоившись, мужчина решил продолжить рыбалку. Эту историю он рассказал уже в больнице, где оказался, получив серьёзную дозу.

«Колокол Чернобыля» включён в Книгу рекордов Гиннесса как фильм, который показали во всех странах, где есть телевидение.

«Чернобыль. Хроника трудных недель»

Фото: кадр из фильма «Хроника трудных недель»

Похожий фильм — «Чернобыль. Хроника трудных недель» режиссёра Владимира Шевченко. Его снимали в самый разгар ликвидации последствий аварии. Съёмочная группа приехала в зону бедствия в мае 1986 года и в течение нескольких месяцев записывала рассказы участников событий, фиксировала процесс борьбы с радиационным заражением. Владимир Шевченко вскоре умер от лучевой болезни.

В фильме показали работу шахтёров, которые рыли тоннель под энергоблоком, чтобы защитить грунт от возможного попадания расплава из активной зоны реактора. Показана работа вертолётчиков, сбрасывавших мешки с бором, песком и свинцом в жерло разрушенного реактора, распылявших специальный состав над территорией вокруг станции, чтобы предотвратить распространение радиоактивных частиц. Создатели картины детально показали работу всех, кто был занят в ликвидации последствий аварии.

«Чернобыль: два цвета времени»

Важным кинодокументом стала картины «Чернобыль: два цвета времени». Фильм состоит из трёх частей. Во время работы над первой частью авторам удалось запечатлеть много важных и ценных кадров — так вышло, поскольку в первые дни съёмочная группа могла снимать всё, что хотела, поскольку, как вспоминают создатели картины, некому было запрещать.

Во второй части впервые показали солдат, которые отправились на крышу разрушенного блока сбрасывать куски графита — с этой работой из-за невероятно высоких уровней радиации не справился робот «Джокер», присланный из Германии.

«Причастность»

До аварии Припять была цветущим молодым городом с молодым населением — средний возраст жителей составлял 26 лет. В городе предусмотрели комфортную планировку кварталов, качественную инфраструктуру, улицы украшали здания, построенные по нетривиальным проектам. В 1983 году вышел документальный фильм «Причастность» — лента о том, как развивался молодой город. В этой картине много кадров живого города — новые кварталы, счастливые жители и их дети. Кстати, детей в Припяти было очень много — в городе произошёл настоящий демографический взрыв.

«Честное слово, мы завидуем этим людям — и тем, кто останется в этом симпатичном городе, и тем, кто уедет строить новые. Но и у того, нового города, мы уверены, будет такая же счастливая судьба», — говорят в финале этого фильма.