Сегодня в России отмечают День анимации. Премьера первого мультипликационного фильма в нашей стране состоялась 8 апреля 1912 года. Он был снят по принципам кукольного кино, а главными персонажами были жуки. Сюжет повествовал о несчастной любви в мире насекомых и назывался «Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей». Сегодня творческие команды создают куда более сложные произведения.

Чтобы несколько секунд летели качели, лился дождь и полз червяк, Милена потратила не один месяц. Собой осталась недовольна — в мультфильме мало реализма.

«Он называется «Куда ползут Черви», сюжет задумался, когда я вышла на улицу, увидела — куда-то ползут черви, и отсюда родился такой мультик», — поделилась студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Милена Рыбникова.

Студенты упорно рисуют и вновь стирают непокорные штрихи. Заряда вдохновения, говорят, хватает на недели кропотливой работы. Важнее усидчивости тут — любовь к анимации.

«Возможно, для кого-то это покажется скучным, я не спорю, но именно делать что-то так муторно, так долго — это то, что я люблю. Я живу от вдохновения к вдохновению», — рассказала студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Екатерина Науменко.

А тут кот из сухого киселя пытается сцапать кисельную птицу. Приключения зверьков на световом столе снять ещё сложнее. Пальцами художники терпеливо передвигают горки непослушной субстанции.

«Думаю, что факт того, что мультфильм сделан из необычного материала, также привлекает внимание зрителя, сюжет также интересен. Какая разница — из чего и как сделан мультфильм, если сюжет интересный», — отметила студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Анна Шапина.

Сюжет, подтверждает Оскаровский номинант и «отец» «Трёх богатырей» Константин Бронзит, — магнит, который притягивает к экрану. Материал и качество рисунка интересуют только чересчур серьёзных взрослых.

«Ребёнок для мультипликации открыт — у него есть то самое открытое восприятие, а взрослый, будучи зашоренным, он смотрит на мультипликацию критическим взглядом», — объяснил режиссёр анимационных фильмов Константин Бронзит.

Автор мультхитов, которые смотрят по всему миру, объясняет: пожилые поклонники советской анимации неумолимо отстали от жизни.

«Он обманывает себя и других, когда говорит, что вот старая добрая мультипликация была такая хорошая, а сегодня её нет. И я её не смотрю, он её не смотрит, потому что она ему не интересна, а смотрел он советскую мультипликацию, потому что он рос, он ребёнком её смотрел», — добавил режиссёр анимационных фильмов Константин Бронзит.

Скрипя карандашом по кальке, Оксана Трифонова слой за слоем рисует проказника-князя. На студии — она одна из немногих, кто работает в старой диснеевской технике.

«Я собираю предыдущие сцены и последующие сцены со своей, чтобы их объединить, поженить, и насколько они друг за другом правдиво, последовательно идут», — поделилась художник-аниматор Оксана Трифонова.

Поженить сцены получается не сразу. Хитрый князь самовольно перемещается в кадре.

Вдохновение Иван Бабаев ищет в зеркале. Крадущийся конь и дерущийся волк — это его автопортреты.

«Ну, эмоции — для этого у нас есть зеркала — вот мы смотрим, и пожалуйста — эти эмоции передаём, их слегка преувеличиваем, гротеск называется», — рассказал художник-аниматор Иван Бабаев.

Забавные мультфильмы — это тяжёлый конвейер. Пока одни художники изображают персонажей, другие тщательно прорисовывают детали, усиливая черты характера, увеличивая реализм.

«То есть добавить анатомию, перспективу, если не хватает какого-либо портретного сходства, всё это максимально поработать, над этим посидеть», — подчеркнул художник-прорисовщик Сергей Чумак.

Так первые, ещё несмелые шаги в анимацию делают петербургские школьники. В ДК на Суздальском проспекте всё по-взрослому. Второй год они делают свой масштабный проект.

«Карельская национальная, народная сказка, которую Арина Родионовна рассказала маленькому мальчику Саше. Мы изучаем быт, мы изучаем костюм, мы слушаем музыку, мы пытаемся посмотреть архивные фотографии», — рассказал руководитель студии «Мультподъём» ДК в «Суздальский» Александр Жохов.

Уже сейчас эти ребята могут в одиночку снять свой мультфильм. Анимация со всеми её выразительными средствами требует только одного — воображения.