И снова электросамокаты. Несмотря на то, что с 1 марта в силу вступил целый свод правил управления этим транспортным средством, многим кажется это недостаточным. Электротранспорт слишком беспардонно врывается в сложившуюся логику движения больших городов. Кстати, в Париже, например, с 1 сентября уличную аренду самокатов прекратят – за это высказалось большинство граждан, пришедших на специально организованный референдум. У нас пока таких радикальных мер не предлагают, но говорят о дальнейшем ужесточении правил для средств индивидуальной мобильности. Не дожидаясь конца сезона, потому что начался он с заметного всплеска травматизма.

Только за прошлый год в Елизаветинскую больницу поступили 434 человека, пострадавших, катаясь на электросамокатах. В этом году в этой же больнице уже побывали 20 самокатчиков. В основном, страдает молодежь и преимущественно мужчины. Одному человеку из этого списка правда исполнилось 67 лет. С легкими травмами пострадавшие приходят сами. Но бывают и совсем тяжелые больные, доставленные после ДТП. За март этого года зарегистрировано пять аварий с участием СИМ, в которых получили ранения три человека. И вновь у горожан возник вопрос: так ли хороши и безопасны электросамокаты?

«Мне кажется что все-таки это штука хорошая при соблюдении определенных правил и условий их эксплуатации. Активный образ жизни – он для человека нужен, полезен, он необходим, поэтому здесь что-либо запрещать, на мой взгляд, неразумно. Просто нужно грамотно и правильно ограничить их движение и использование», – сказал заместитель главного врача по хирургии СПб ГБУЗ «Елизаветинская больница» Денис Чернышев.

Новые правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности действуют с 1 марта этого года, какие-либо предварительные итоги их эффективности подводить рано, прошло еще мало времени.

«Безусловно, это положительный момент, что в правилах дорожного движения средство индивидуальной мобильности получило свой статус, это позволит органам ГИБДД уже заниматься и контролировать вопрос катающихся на самокатах в соответствии с правилами. Это плюс. Второе – в этом году город заключает соглашение с кикшеринговыми компаниями, это тоже является безусловно плюсом и дополнением к правилам дорожного движения», – отметил заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Дмитрий Ваньчков.

Сезон кикшеринга начался чуть больше месяца назад, но депутаты законодательного собрания Петербурга уже выступили с инициативой о срочном пересмотре принятых правил.

«25 километров в час, по факту, с весом в тридцать пять килограмм – это убийство для пешехода. И пьяные самокатчики, то-есть если водитель боится садиться пьяным за руль, то самокатчик не боится ничего, потому что штраф всего полторы тысячи рублей», – объяснил депутат ЗакСа Петербурга Алексей Цивилёв.

Предлагается запретить использование арендных самокатов в центре Северной столицы. Речь идет о четырех районах города: Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном. Все для того, чтобы максимально обезопасить пешеходов вне проезжей части. Представители кикшеринговых компаний, в свою очередь, отмечают, что пользователи арендных СИМ ведут себя на дорогах вполне цивилизованно.

«К сожалению, большая часть электросамокатов частных – они сильно крупнее и мощнее, ну и статистика ГИБДД как раз говорит о том, что большая часть ДТП и вообще в принципе инцидентов за 2022 год – она как раз случилась с самокатами личными, это 70% от общего количества инцидентов. А в 2021 году и того больше – 91% инцидентов случился с самокатами личными», – пояснил управляющий кикшеринговой компании Илья Меркушкев.

Кикшеринговые компании, действительно, ставят ограничения на свой транспорт. На некоторых из них, при разрешенной новыми правилами скорости в двадцать пять километров в час, действует максимальная скорость двадцать. В самых людных частях города самокат просто отключается, например на Невском проспекте кикшеринг не работает. Эксперты, наблюдая за всеми участниками дорожного движения, подтверждают, что хуже всего себя ведут на дорогах пользователи личных средств индивидуальной мобильности.

«Все время мы уповаем и Минтранс, в том числе в своем знаменитом письме, разосланном в регионе, уповает на то, что нужно работать с кикшеринговыми компаниями, нужно вводить регуляторные механизмы там. Но при этом мы все время забываем о том, что существует достаточно большое количество частных электросамокатов, которые продаются без водительских удостоверений и так далее. И более того, я думаю, что чем больше мы будем зажимать кикшеринговый сервис, тем больше будет проявляться интерес ехать на своем собственном самокате», – добавил эксперт рабочей группы при правительстве РФ по реформе законодательства в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов.

Кто все-таки злостный нарушитель, частные пользователи или кишкеринг, еще предстоит выяснить инспекторам ГИБДД. А в Министерстве транспорта уточнили, что готовы скорректировать правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности. Но только осенью, когда смогут проанализировать итоги хотя бы одного сезона действия новых поправок. А пока эксперты советуют строго соблюдать уже существующие ПДД, всегда смотреть по сторонам и держаться безопасной стороны дороги.