Реки и каналы вновь стали судоходными. В Петербурге открылась навигация для маломерных судов. Суета еще не наступила – для прогулок пока прохладно. Но самые смелые уже могут увидеть город с воды. Причем одни и те же маршруты могут быть наполнены совершенно разным содержанием. В этом изюминка петербургских водных прогулок. Кто-то хочет слышать экскурсовода, а кто-то выбирает, например, джазовое сопровождение. В этом сезоне можно будет опробовать путешествие и на новых пассажирских катамаранах – если соберетесь в Кронштадт. А за безопасностью на воде с этого года будут следить круглосуточно.
Свои владения дозором на катере обходят инспекторы по маломерным судам. Для них навигация – сезон жаркий независимо от показаний капризного петербургского термометра. С первого же дня судоходства патрульные переведены на круглосуточный режим работы. Днем и ночью в акватории Невы и Финского залива дежурят два специализированных судна. Скоро на воду должны спустить еще один современный катер. Начальник ГИМС советует бизнесменам-профессионалам, как и любителям водных прогулок, тщательнее следить за состоянием плавсредств – чтобы избежать опасности.
«Течение на Неве очень сильное, поэтому любая ситуация: заглохнет двигатель, еще что – приводит к аварийной ситуации. Потому что на мост потянет или на ближайшие корабли. Поэтому вы должны быть уверены, что ваше судно готово к навигации как минимум, и на борту должны быть все документы», – сказал начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Петербургу Александр Радько.
Ежегодно петербуржцев и гостей города на Неве перевозят десятки подобных катеров. Внешне – одни получше, другие похуже. А вот техническое состояние должно быть одинаково пригодным для горячего сезона. Раз в пять лет – обязательная проверка ГИМС. Но подводит и доводит до аварий зачастую не только техника. Человеческий фактор никто не отменял.
«Мы испытываем дефицит капитанов. Есть люди, которые могут управлять, имеют опыт, но не имеют соответствующих дипломов, а есть люди с дипломами, которые не знают района плавания», – сказал заместитель директора агентства внешнего транспорта, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов.
Парадокс: вроде бы в Северной столице хватает колледжей и вузов, где обучают капитанов. Но здесь как с трудоустройством студентов на работу: без опыта нельзя, но где тогда взять это пресловутый опыт?! Зато успехами могут похвастаться судостроители. Уже в этом сезоне им есть чем удивить. На линию Петербург – Кронштадт выйдут два скоростных пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин». Изготовили их на Средне-Невском судостроительном заводе. Закадчики таких судов, конечно, рассчитывают на длительную их эксплуатацию. Обновление гражданского речного флота – задача стратегическая.
«Район планирования у нас не краткосрочный – долгосрочный. Поэтому мы, говоря о планах, говоря о развитии, говоря о просчетах различных программ, говорим о пяти-семи-десяти годах, а в некоторых случаях и до 25 лет, если говорить про строительство новых комфортабельных судов», – сказал операционный директор судоходной компании Роман Барановский.
Более 3,5 миллионов туристов в прошлом году в Петербурге пользовались водным транспортом. Показатель официальный и выше чем до пандемии. Более того, превышает даже рекордные цифры 2018-го, когда в северной столице проходили матчи чемпионата мира по футболу.
Изменился и сам формат водных путешествий. Одних обзорных экскурсий многим уже мало. Обороты набирают авторские, тематические. А по Неве все чаще курсируют джазовые теплоходы.
Что касается экскурсионных маршрутов – в Петербурге есть из чего выбирать. В интервью эксперты даже высказали мнение: ассортимент водных экскурсий в Северной Венеции едва ли не шире, чем в южной. От банкетов, корпоративов и детских утренников на воде – до серьезных переходов в знаменитую крепость «Орешек» или на Невский Пятачок. Среди изменений последних месяцев – важная юридическая тонкость. Мойка, Фонтанка, Канал Грибоедова, Зимняя канавка, Кронверкский пролив и Ждановка отныне стали внутренними федеральными водными путями, что поможет вывести из тени некоторые незаконные пассажирские перевозки.
«Это достаточно важное изменение, поскольку до 2022 года они не входили в состав внутренних водных путей и были, так называемой, «серой зоной», которая позволяла недобросовестным перевозчикам прятаться от проверок контролирующих органов», – объяснил руководитель ФБУ «Админимстрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков.
Белые ночи, разведенные мосты, прогулки на катере по одному из самых красивых городов на планете – об этом уже сейчас мечтают миллионы наших соотечественников и иностранцев. А техническое совершенствование гражданского флота, квалифицированные сотрудники и соблюдение всех мер безопасности – залог приятных впечатлений от Петербурга.