К весенним паводкам готовятся петербургские гидротехники. Их главная задача — не допустить подтоплений. На этой неделе проверяли плотины в черте города. В том числе и одно из старейших сооружений — Охтинский гидроузел.

От наводнений наш город защищён более чем надёжно. Это бедствие возможно предусмотреть и в случае опасности закрыть затворы комплекса защитных сооружений на Кронштадтской дамбе. С паводком всё чуть сложнее. Это явление непредсказуемое, может произойти в любое время днём или ночью. Особенно весной, когда снег начинает быстро таять, и огромный объём воды разом попадает во все близлежащие водоёмы, обстановка обостряется. Часть улиц Петербурга может подтопить меньше чем за час.

«Гипотетически, конечно, это возможно. И как прогнозирует у нас УГМС, во второй половине апреля достаточно будет интенсивно подниматься температура и паводковые воды могут поднять уровень реки Ижора и Невы, но более пяти метров мы не прогнозируем подъёма. Не более метра-полутора, не больше», — сказал заместитель начальника главного управления МЧС России по СПб Егор Цыганов.

Спасатели готовятся заранее. На учениях отрабатывают отключение участка подтопления от электричества, прорабатывают приёмы спасения из ледяной воды и эвакуацию целого жилого района в безопасное место. Задействована всевозможная техника, включая ледокол «Невская застава» и беспилотники. Но только ли специальные службы могут подготовиться заблаговременно?

«Здесь я, может быть, даже не совсем согласен, что сложно их предусмотреть, потому что прогнозы по прохождению паводка как раз существуют, и, собственно говоря, мы к этому готовимся и следим чётко с Невско-Ладожским бассейновым управлением за уровнем. И по его рекомендациям регулируем там, где есть подпорные сооружения, уровень водохранилищ», — рассказал первый заместитель председателя комитета по природопользованию Александр Кучаев.

Одно из таких сооружений находится в живописном месте Колпино. Плотина №3 надёжно стоит на своём месте уже 214 лет. Она служит для накопления и сохранения запасов воды в Ижорском водохранилище. В случае даже мелкой её поломки последствия могут быть катастрофические.

«Если перестанут подниматься затворы, значит, будет подтопление со стороны ижорского пруда, ижорского водохранилища, и вся территория, которая находится в охранной зоне, она будет подтоплена. Если, наоборот, так скажем, будет прорыв плотины, значит, вся эта масса воды пойдёт ниже по течению в сторону Невы, и те постройки, которые находятся на побережье и Невы, и этой речки, они тоже будут подтоплены», — отметил начальник отдела эксплуатации ГТС СПб ГКУ «Ленводхоз» Игорь Усанин.

Чтобы не допустить таких последствий, плотину регулярно обслуживают, проверяют электрооборудование, проверяют состояние затворов, реконструируют, следят буквально за каждым винтиком, благодаря чему она работает, как часы. Ещё одна плотина находится буквально в черте города на реке Большая Охта. Оборудована так же, как и Колпинская железобетонная конструкция, с шестью специальными затворами.

Когда отметка на водомерном посту превышает восемь метров 30 сантиметров по уровню Балтийского моря, рабочие поднимают затвор плотины и спускают воду, тем самым предотвращая подтопления территорий, находящихся на востоке Петербурга и Ленинградской области.

Всего защищают город от подтопления 133 гидротехнических сооружения. На период паводка создаются специальные бригады рабочих, они круглосуточно дежурят на плотинах и пристально следят за уровнем воды.

«Все эти сооружения работают в нормальном состоянии, при повышении уровня воды мы открываем затворы, при понижении — закрываем. И паводок в принципе на сегодняшний момент — он, так скажем, под нашим контролем», — сказал начальник отдела эксплуатации ГТС СПб ГКУ «Ленводхоз» Игорь Усанин.

Впрочем, в постоянной готовности находятся все службы города. Спасатели обследуют водоёмы с неба и обучают горожан, что делать в экстренных ситуациях, рабочие не отходят от водомерных постов, а плотины, словно богатыри, заслоняют любимые улицы своей могучей спиной. Город может спать спокойно, уверяют специалисты, большая вода не придёт на улицы Петербурга.