Михаил Жванецкий вернулся в любимый город – в письмах, рукописях и редких фотографиях. Их можно увидеть в театре Комиссаржевской.

В названии выставки-посвящения два имени – Жванецкий и Габриадзе. Драматург, режиссёр, художник Резо Габриадзе иллюстрировал книги Жванецкого. Линии их судеб – один из сценариев экспозиции. А ещё есть ленинградские адреса Михаила Жванецкого или его «театральная» жизнь на берегах Невы.

Крик души человека двадцатого века: «Не нарушайте мое одиночество и не оставляйте меня одного!». Философская цитата Михаила Жванецкого, принципу которой, кажется, он следовал всю жизнь. Писатель сатирик редко оставался один, вокруг него всегда было много друзей. Они вдохновляли, подсказывали и бесконечно творили в уютной ленинградской квартире на улице Стойкости девятнадцать.

«Только они её называли не Стойкости а Терпимости. Они когда туда ехали, это было, во-первых, далеко, во-вторых, все, кто приезжал в гости, оттуда уже уехать не могли. Они все оставались ночевать, и он говорил, это было невыносимо. Ночевали на кухне, в коридоре, где попало», – рассказала супруга писателя Наталья Жванецкая.

В этой квартире он писал для Виктора Ильченко, Романа Карцева, но добрая часть произведений, конечно, создавалась для театра эстрады Аркадия Райкина. С тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года Михаил Михайлович работал там заведующим литературной частью.

«Он очень – не сказать, что любил Райкина – он ему просто поклонялся. Он считал его просто великим артистом. И Райкин его вытащил сюда, он же его подобрал практически из самодеятельного театра «Парнас», из Одессы, из порта. Он работал в порту и сразу переместился в авторы к Райкину. Ну я думаю, что Райкин не просто так его забрал», – рассказала супруга писателя Наталья Жванецкая.

Перед тем, как рассказы попадали на стол к Аркадию Райкину, им предстояло пройти испытание на друзьях. Вслух свои тексты он читал уже на другой ленинградской квартире, на Исаакиевской площади 5.

«Мы жили в подвале, и весь двор собирался и слушал как читает Миша свои рассказы. Там собиралась хорошая такая компания: Казаков, и Юрский, и Барышников, и Большакова, Куляев. Ну как-то очень много, смешанная была компания. И он читал, проверял на нас свои рассказы», – отметил художественный руководитель театра имени Комиссаржевской Виктор Новиков.

Как положено настоящему сатирику, он искал своих героев в прохожих, в бабушках на скамейках, в очередях в пышечную. По каждому случаю он находил свою иронию. Да и забавные житейские сюжеты его преследовали как магнит. Они происходили везде, даже на непривычно безлюдной Дворцовой площади.

«Как-то он любовался то ли закатом, то ли рассветом, стоя на площади. Он погрузился в мысли, он любовался видом, и потом кто-то подошёл сзади, его так немножко постучал и попросил: а можно пройти, пожалуйста,. И всё, это на площади на пустой», – рассказал сын Михаила Жванецкого Дмитрий Жванецкий.

Он обожал Ленинград, здесь он вырос профессионально, обрёл настоящих друзей и в Москву уезжал с неохотой. А в этом году, Жванецкий буквально возвратился в свой любимый город. Выставка в честь 89-летия писателя открылась в театре Комиссаржевской.

«Хотелось показать, что существуют рукописи. Вы знаете проблему современных писателей, люди из музеев очень жалуются, потому что современные писатели печатают на компьютере, посылают всем смски. До потомков это не доходит, и музеи очень озабочены, что у них практически исчезают экспонаты. И когда я сказала, что у меня огромное количество рукописей, музей просто сказал «вау», – рассказала супруга писателя Наталья Жванецкая.

В экспозиции представили рукописи Михаила Жванецкого, редкие фотографии из семейного архива и рисунки Резо Габриадзе к книгам писателя. Театр Комиссаржевской для выставки выбран также не случайно. Туда, сатирик отправил экземпляры своей последней книги, посылка задержалась, и словно прощальный взмах руки мастера пришла в театр ровно в день его смерти.