В России набирает популярность NPL-сервис – онлайн-платформы, позволяющие мгновенно оформить беспроцентную рассрочку. BNPL расшифровывается как «buy now, pay later» – «купи сейчас, плати потом». В прошлом году услугой воспользовались полтора миллиона человек.
Екатерина Авдошина в свободное время любит шить. Но теперь делать это ей гораздо приятнее. Недавно у нее появился новый оверлок. Причем, как она считает, на очень выгодных условиях. В рассрочку без процентов. Всю сумму надо выплатить четырьмя равными частями с разницей в две недели. Первый платеж она внесла сразу при оформлении заказа.
«Просто решила, что мне так будет удобнее, мне будет удобнее разбить эту сумму и платить ее частями. Потому что эта покупка для меня долгосрочная. Она на перспективу. Разумный вариант, на мой взгляд», – объяснила клиент BNPL-сервиса Екатерина Авдошина.
Подобных предложений на рынке все больше. Сегодня эксперты насчитывают в России до десяти BNLP-сервисов. Это ресурсы, созданные банками либо микрофинансовыми организациями. И все дают рассрочку. На разные товары в зависимости от магазинов-партнеров и на разных условиях. Отличаются сроки выплат – как правило, до двух месяцев без комиссии и максимальная сумма покупки.
«В некоторых случаях 30 тысяч, а есть агрегаторы до трехсот тысяч. Но нужно понимать, что не на все товары дается данное предложение. То есть вы можете взять три товара, сложить их в корзину. Два из них попадают под рассрочку, а один вы купите по полной стоимости», – сказала первый проректор Международного банковского института им. А. Собчака Анна Затевахина.
Важнейшая особенность – для оформления рассрочки потребуется только паспорт. Платформы не смотрят доход, кредитную историю, а главное – чтобы клиент был совершеннолетний. Как результат, одобрение получить легко. И люди с радостью этим пользуются. Допустим, здесь число покупок выросло на треть с тех пор, как полгода назад внедрили новую услугу.
«Шоппинг – это эмоциональная составляющая огромная. Когда вы заходите в магазин, и вам много что нравится, вы это все берете, покупаете, сначала примеряете, и потом начинаете примерять, что бы вам из этого все-таки купить. А тут есть возможность купить абсолютно все и сразу», – отметил коммерческий директор бренда одежды Антон Смирнов.
«Так в чем же подвох?» – спросите вы. И вопрос справедливый. Оказывается, BNPL-сервисы получают 4, а то и все 7% от выручки партнёров. Это первый момент. А второй – зачастую с пользователями не заключаются договоры. В случае просрочек предусмотрены штрафы и пенни. Но какие конкретно и что может последовать дальше, по сути, не обговаривается. И законов-то соответствующих нет. Услуга ведь новая.
«Если по кредитному договору вы впереди кредитного договора должны предоставить график погашения процентных платежей, проценты, все-все расписать на весь период, да, это их обязали законом. То здесь же этого нет. Здесь же не обязал никто. Вот поэтому эти все штрафы, пенни – это такое, знаете, кот в мешке», – добавил председатель Санкт-Петербургского общественного объединения потребителей «Диалог» Вадим Рыжков.
Именно поэтому правозащитники пока с осторожностью относятся к новым возможностям. Очевидно, судебная практика еще не большая. Но стоит ждать конкретики. Аналитики тем временем прогнозируют среднегодовой рост рынка BNLP-сервисов на 45% вплоть до 2028 года.