Репутация петербургского Горного университета ни у кого не вызывает сомнения. В этом году Горный отмечает 250-летие.

Старейший технический вуз страны – Горный – с самого своего основания был не только образовательным, но и научным центром. Здесь и сегодня рождаются инновации, которые помогают сделать производственные процессы на крупнейших российских предприятиях качественными, экономичными и экологичными.

«Этот год для нашего университета необычный. И не из-за того, что он юбилейный. Но именно сегодня перед нашей страной, как и 250 лет назад, стоят те же проблемы, связанные с возможностью возрождения нашей экономики», – отметил ректор вуза Владимир Литвиненко.

Научный центр переработки ресурсов. Подобных в Горном несколько. У каждого – отдельное направление работы и собственные технологичные лаборатории. За два года сотрудники серьезно продвинулись в важнейших направлениях. Одно их них – переработка техногенных отходов, от которой выиграет и экология, и экономика. Почти закончена работа и над получением крайне нужного компонента в производстве стали – игольчатого кокса. Раньше Россия его закупала. Совсем скоро будет использовать свой.

«Мы входим в топ-10 производителей стали в мире, у нас 5 место. Поэтому очень важно нам получать этот материал. Поскольку от этого зависит не просто сохранение наших текущих лидирующих позиций на данном рынке, но и стратегическая безопасность», – рассказал исполнительный директор научного центра «Переработки ресурсов» Санкт-Петербургского горного университета Вячеслав Рудко.

В шаге от финишной прямой получение собственных катализаторов. Раньше и они были исключительно зарубежными. Сейчас в Горном работают над носителями для них. Маленькие невзрачные шарики, на самом деле, атланты в производственном процессе. От того, какой из них будет добавлен в реактор, зависит итоговый продукт.

«Система обеспечения жизнедеятельности на подводных лодках, она же тоже зависит от катализаторов. Вот многие даже не знают до какой степени широко катализаторы окружают нас», – говорит старший научный сотрудник научного центра «Переработки ресурсов» Санкт-Петербургского горного университета Людмила Парфенова.

В научный процесс вовлечены неравнодушные студенты и аспиранты вуза. Многие из которых уже на втором курсе знают и как пробурить скважину в шельфе, и как проехать на самосвале 8,5 метров шириной к месту погрузки.

Процесс управления самосвалом отличается от управления автомобилем хотя бы потому, что тут сразу три тормоза: один аварийный, второй для скорости меньше 10 километров, третий – автоматический для плавного снижения скорости. Рычаг переключения передач такой же как на автомобилях с коробкой автомат. И есть рычаг управления.

Задача «Разгрузка в отвал» выполнена успешно. Тренажеры позволяют студентам изучать устройство, характеристики и особенности управления тяжелой горнодобывающей, карьерной техникой, чтобы в последствии работать над ее совершенствованием. Задания усложняют экстренными ситуациями.

«Вот сейчас у студента начинается возгорание в машине и нужно обратить внимание, в какой момент он это заметит и как он исправить ситуацию. Сейчас включил систему пожаротушения, и мы видим, как она работает. Полностью остановил машину, то есть он отработал правильно», – объяснила лаборант учебно-научного центра цифровых технологий Санкт-Петербургского горного университета Антонина Стоянова.

Особенности работы с месторождениями студенты изучают с помощью симуляторов в учебно-тренажерном комплексе по добыче нефти и газа.

«Сейчас мы запускаем в работу скважину с электроцентробежным насосом. Для этого необходимо сначала установить проходное сечение штуцера на 10 миллиметров», – сказал студент нефтегазового факультета Горного университета Константин Парфенчик.

«Прокачивают» навыки, как говорят ребята, уже на VR-тренажерах. Здесь своими руками и краны можно покрутить и задвижки закрыть. И ехать не надо за сотни километров.

Алексей в прошлом студент, сейчас сам преподаватель, вспоминает как когда-то приехал работать в Сибирь и растерялся. От учебников перейти к практике было совсем непросто. У современных студентов Горного таких сложностей, уверен, не будет.

«Когда вернулся в Санкт-Петербург и устраивался сюда, увидел эти тренажеры и, на самом деле, был очень восхищен, потому что очень похоже на мое месторождение. Есть какие-то мелкие отличия в технологической схеме. Ну, может быть, они немножко чище в виртуальной реальности», – отметил инженер-лаборант комплексной учебной лаборатории нефтегазового факультета Санкт-Петербургского горного университета Алексей Старухин.

Впрочем, на практику к месторождениям тоже ездят, но уже на старших курсах. И почти все мечтают попасть в Антарктиду. Группа ученых Горного университета ездит туда каждый год, чтоб исследовать уникальное реликтовое озеро Восток. Именно полярники вуза первые и пока единственные в мире смогли добыть из ледника над озером образец льда сначала возрастом 570 тысяч лет, а в этом году уже керн, которому миллион лет.

«Для изучения истории изменения поля климата земли изучения температуры состава окружающего воздуха. Что позволит нам в дальнейшем прогнозировать изменения климата», – говорит директор научного центра «Арктика» Санкт-Петербургского горного университета Дмитрий Сидоркин.

70 патентов на изобретения, 25 – на полезные модели и 72 свидетельства на регистрацию специальных программ. Столько сотрудники Петербургского горного университета получили только в прошлом году. А еще седьмое место в списке 100 лучших инженерно-технических университетов мира по профилю «Горное дело». Дальше, уверены, больше. Техническая база, кадры и, самое главное, 250 летний опыт, позволяют.