Петербург – один из самых красивых городов в мире, с богатой историей. Чтобы соответствовать, от гида требуется особый профессионализм.
Игорь Воеводский – учитель истории по образованию – основал туристическую фирму 30 лет назад. Тогда он искал лишь дополнительный заработок, а нашел золотую жилу. Разумеется, по тем временам. Сегодня отрасль разрослась настолько, что в одном только Петербурге насчитывается уже несколько сотен экскурсионных компаний.
«Конечно, конкуренция сейчас бешеная. Потому что существенно сократилось количество экскурсантов, за счет полного отсутствия иностранных. Огромное количество гидов, которых было больше, чем экскурсоводов на русском языке, которые работали на иностранных языках, ринулись в ту же самую сферу», – сказал учредитель туристической компании Игорь Воеводский.
Те, кто остался в отрасли, буквально каждый день изобретают что-то новое. Так появился новый тренд на авторские экскурсии. Без набивших оскомину крыш и дворов. Зато с необычной архитектурой, фотолокациями и историями о людях, когда-то живших в нашем городе.
«Повышается требовательность нашей публики. Нужно быть действительно интересным. Но всегда есть новые идеи, новые темы и новые, талантливые авторы. Поэтому они, несомненно, будут появляться и еще. И подстегивать нас, тех, кто уже работает в этой сфере, развиваться дальше и не сидеть на месте», – добавил доктор исторических наук, экскурсовод Петр Гордеев.
Опытные игроки рынка отмечают, что бизнес в сфере туризма – один из самых хрупких. Очень уж велика зависимость от сезонности и происходящих в мире событий. Конечно, при грамотном планировании и непрерывной работе без выходных и праздников выйти на стабильный доход – вполне реально.
Сложнее тем, кто занимается экскурсиями на воде. На заработок у них есть не больше полугода. А новых фирм – все больше. Это создает новые проблемы даже для опытных предпринимателей, которые стояли у истоков отрасли. Например, в этом году из-за высокой конкуренции цены на аренду некоторых причалов на набережных по итогам аукциона выросли в пять раз.
«Чисто теоретически человек, у которого есть теплоход 20-25 пассажировместимости, если он сам работает, сам его чинит, сам заправляет, возможно, он может заработать так, чтобы перезимовать», – сказал основатель компании водных экскурсий Владимир Филиппов.
Таким образом, если взглянуть на экскурсионный бизнес с точки зрения экономики – это не лучшая сфера для обогащения. Большинство экскурсоводов, основавших собственные компании, признались, что работают исключительно из любви к искусству и истории нашего города.