Закрытые мастерские реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в Старой Деревне открыли свои двери для посетителей. Научные сотрудники здесь изучают произведения искусства, состояние которых не позволяет включить их в постоянную экспозицию. Полторы тысячи картин разных европейских школ живописи, ряд из которых датирован XVI веком, и у каждой своя интересная история.

Первый и единственный в своём роде музейный комплекс. Здесь и хранилище, и выставочный зал, и мастерские. И ещё…

«Это второй Эрмитаж. Эрмитаж Старой Деревни, где есть коллекции и реставрационные мастерские. Коллекций не меньше. А может быть, и больше, чем на Дворцовой площади», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сюда не ступала раньше нога простого посетителя музеев. Святая святых музейных хранилищ. Внутренняя кухня, где хранятся художественные произведения, которых не увидишь в залах Эрмитажа. Некоторые полотна не покидают стен хранилища. Здесь проводят научные и реставрационные работы.

Ирина Етоева 50 лет на музейной службе, 20 из них в этом фонде. Каждое полотно у неё на учёте. А здесь почти полторы тысячи картин XVI–XX веков разных европейских школ живописи. Некоторые картины из фонда бывают на временных выставках. А вот остальные теперь можно увидеть прямо там, где они хранятся.

«Новое решение нашей дирекции — расширить рамки работы фондохранилища и включить в маршрут, но очень избирательно — для тех, кто интересуется живописью, показать, как хранят картины в закрытом именно хранилище», — рассказала старший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства, хранитель фондов Ирина Итоева.

Истории большинства полотен похожи на авантюрный роман. Например, «Суд Париса» Антона Рафаэля Менгса. XVIII век. Императрица Екатерина мечтала получить в свою коллекцию работы этого художника. Казалось бы, никаких препятствий для царственной особы. Но маэстро скоропостижно скончался. И тогда агент скупил все работы мастера. Кто руку приложил к этой работе Менгса после его смерти — скорее всего, останется загадкой навсегда.

«И всё это пришло в Петербург. В числе прочего была эта картина, которая осталась бы вроде бы неоконченной в мастерской Менгса. Может быть, её кто-то из учеников потом дописал», — отметил заведующий отделом западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» — то самое место, где время буквально ощущается иначе.

«Только что прозвучали отреставрированные башенные часы Пожвенского завода. Замечательные часы с целой длинной историей. Блестящий пример реставрации, произведённой нашими коллегами в мастерской реставрации часов», — подчеркнул Михаил Пиотровский.

Утрачены были гири, маятник, часть рычагов. Только на расчистку механизма ушёл год. А уже после мастера приступили к работе с механизмом уникальной системы.

«Это демонстрационный образец, сделанный для промышленной выставки, чтобы показать уровень мастерства рабочих Пожевского завода. Это была модель, из которой можно собрать, как из конструктора, разные варианты», — объяснил заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.

В реставрационной мастерской выбрали вариант с колоколами, которые по спецзаказу изготовили на Каменск-Уральском металлургическом заводе. Их малиновый звон звучит каждую четверть часа.