Электронные помощники в Северной столице сегодня могут не только вызвать врача. Они также знают все о тарифах на свет и воду, бесплатных катках и лыжных трассах. И даже могут дать совет о воспитании детей.

В основе многих подобных программ лежит голосовой помощник – робот. Они помогают обрабатывать одновременно сотни заявок, оказывая необходимую помощь благодаря разработкам в сфере искусственного интеллекта.

«Если нам в день поступает 20 тысяч вызовов вызов врача на дом – а в пандемию был всплеск 200 тысяч вызовов – это сколько людей нужно? А тут 95 процентов отрабатывается роботом», – отметил директор СПб ГУП «АТС Смольного» Андрей Захаров.

Кроме того, роботы могут трудиться круглосуточно, оказывая помощь гражданам. Роботов постоянно обучают новому, а чему-то они учатся сами. Одна из сфер постоянных обновлений – произношение.

«Дотошная настройка, чтобы улица Дундича произносилось, как улица Дундича. Потому что, если просто сделать синтез, то это будет «дундиха» или еще что-нибудь в этом духе», – пояснил ведущий аналитик ИАЦ Андрей Королев.

Текст в звук превращает компьютер. Так проще вносить коррективы и запоминать новые слова. К подбору тембра и пола робота разработчики подошли с особым трепетом.

«Мы проводили исследование большое, записали две аудиодорожки с мужским и женским голосом, и граждане выбрали больше женский голос, видимо по ассоциации – мама, может быть бабушка, первая учительница», – рассказал начальник отдела разработки цифровых интеллектуальных ассистентов ИАЦ Кирилл Уткин.

Сценариев у одного бота не меньше, чем веток на раскидистом дереве. И по желанию заказчика всего за несколько часов вырастают новые гроздья услуг и ответов.

«МФЦ Санкт-Петербурга предоставляет 355 государственных услуг, поэтому мы ориентируемся в первую очередь на те услуги, которые востребованы. Например, оформление загранпаспорта, паспорта гражданина Российской Федерации, получение детских пособий», – подчеркнул начальник отдела по работе со СМИ МФЦ Санкт-Петербурга Виталий Симонов.

Именно роботы, говорят в службе 122, берут на себя рутинную, но необходимую работу, заметно разгружая операторов.

Для тех, кто только погружается в мир ботов и искусственного интеллекта, на базе МФЦ проходят курсы повышения компьютерной и социальной грамотности. Всем желающим специалисты показывают, как можно самостоятельно найти нужную информацию и оформить необходимую услугу.