Люди и куклы, опалённые войной и ушедшие в вечность. В Санкт-Петербургском государственном театре марионеток имени Евгения Деммени открылась выставка, рассказывающая о страшном и одновременно героическом периоде в истории коллектива. За годы блокады в её огне и страданиях родилось много символов неотвратимой Победы. Театр стал одним из них.

Спектакль, поставленный в 42-м году, сегодня исполняют для современного зрителя. Во время войны пьесу, написанную Маршаком, труппа театра Деммени показала на передовой больше 650 раз. В основе сюжета – история немецкого мальчика, который под влиянием фашисткой идеологии превращается из человека в обезьяну.

Спектакль восстановили в XXI веке, к 70-летию Победы. Сценарий, рассказывает режиссер, практически не трогали, лишь адаптировали под современного зрителя.

«Показывать Гитлера тогда и сейчас – разные вещи. Психологически по-разному воспринимается. Поэтому я сделал спектакль в спектакле», – отметил главный режиссер Санкт-Петербургского государственного театра марионеток им. Е.С. Деммени Эдуард Гайдай.

В этом году Петербургскому театру марионеток исполняется 105 лет и это старейший профессиональный кукольный театр в стране. До января 42-го, пока не отключили свет и воду, актеры давали возможность ленинградцам, пусть всего на пару часов, но забыть про ужасы войны и погрузиться в мир искусства.

«Вот это программа 1941 года, декабрьская всех театров, которые работали в блокаду. И вот тут кукольный театр, вот сказка о мертвой царевне, шла 16, 17-го, 18-го», – рассказала Народная артистка России Фаина Костина.

Фаина Костина служит в театре уже 63 года. Успела поработать и с легендарным Евгением Деммени. Сегодня с гостями театра она делится историями, которые ей рассказывали актеры, пережившие войну.

«На последний спектакль «Кукольный город» пришли мальчики-бойцы. Реагировали как дети, смеялись, плакали. А потом они шли вот сюда на Садовую, садились в трамвай – и их везли на фронт», – рассказала Народная артистка России Фаина Костина.

Отправилась на фронт и часть труппы. Другая – в эвакуацию. Актерам разрешили взять с собой не больше 30 килограммов личных вещей. Каждый положил в багаж несколько кукол.

Сегодня это кажется невероятным, но в годы блокады, даже в самые суровые морозы, ни одна марионетка театра не отправилась в печь, при том, что все они были сделаны из натурального дерева. Голову вырезали из пластичной липы, корпус из других более прочных пород, например, сосны.