В Государственном музее истории религии открылся первый в России выставочный проект, посвященный советским иконам. Потрясающий по своей, если это уместно сказать, драматургии, период духовного скитания мастеров, которые под страхом уголовного преследования создавали новые христианские символы веры.

В коллекции 80 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ в ходе экспедиций. Олег Чеченков увидел артефакты времени, когда верить можно было только в победу коммунизма.

Особенность этих икон в том, что созданы они буквально из подручных материалов. А лики святых пересняты со старинных образов, и даже с известных полотен русских художников. В советское время такие иконы тайно хранились в домах верующих.

«В городах фотографы, которые снимали фотографии со старых икон, потом их распространяли. Фотография иконы тоже как бы была для верующего символом. Они молились на эти фотографии. Просто потому что других не было», – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов.

Краски, гофрированная бумага, тиснение по фольге. Такие нехитрые способы создания убора киота. А с обратной стороны он заклеен страницами ученических тетрадей. Написано чернилами «Играем в снежки. Жду ответа. Твой новый друг Лена». И всё же это произведения наивного искусства.

«С точки зрения художественной иконопись очень примитивная, очень простая. Но это феномен духовной религиозной жизни, и, конечно же, это феномен культурный», – отметил духовник и преподаватель СпбДА, член Комиссии по вопросам помилования при губернаторе Ленинградской области отец Вячеслав Харинов.

Доморощенные техники изготовления окладов, и самих икон передавались из поколения в поколение. Но и здесь проявлялся авторский почерк. Святой образ утопает в цветах. Сделаны они из лыка. Как в киоте Образ Великомученицы Варвары.

«Лыко использовалось для оформления, для цветов для первомайских демонстраций. В том числе для оформления цветов икон. Вертели такие розочки. Лыко окрашивали в красный цвет. Листочки из лыка окрашивали в зелёный цвет.  На этой вот иконе лыковые цветы выцвели», – отметил научный сотрудник учебно-научного центра визуальных исследований средневековья и нового времени РГГУ Дмитрий Доронин.

Все эти иконы из красного угла. Но хозяев не стало. Образа были переданы в храмы, где по понятным причинам для них места не нашлось. Все они в последний момент спасены от огня. Эта выставка собрана в научной экспедиции по Новгородской области.

«Мы обнаружили, что такого рода иконы стремительно исчезают. Их сжигают, ритуализированно уничтожают. Поскольку в 2010-е годы таких икон скопилось слишком много. В хранилищах, на часовнях. Они уже оказываются непонятны. Не востребованы. С ними прощаются. Это определило наш проект. Мы начали эти иконы спасать», – отметил профессор, директор учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.

А здесь убранство не сохранилось. Металл изъеден ржавчиной. Но образ выполняет своё основное предназначение – вселяет надежду. А материалы простые. Жесть, хромолитография. Дерево, гвозди. Образ Христа.