В Комендантском доме Петропавловской крепости открылась обновлённая выставка «История Санкт-Петербурга. Век XVIII». Восемь залов являются частью главной экспозиции музея, посвящённой дореволюционной истории города на Неве. Этим проектом Государственный музей истории Санкт-Петербурга завершает юбилейный 2022 год, посвящённый празднованию 350-летия первого российского императора и основателя города.

С ленточкой в кармане ректор ВУЗа имени юбиляра этого года Петра Великого и член попечительского совета музея Андрей Рудской приступил к осмотру одной из самых крупномасштабных экспозиций, открывшихся в этом году.

«Видна такая гармония развития и рождения гениального, неповторимого города по имени Санкт-Петербург. Поэтому это, конечно, очень незабываемое впечатление от этой выставки, очень познавательно», — отметил член попечительского совета Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской.

«Спрашивают у меня: «Сколько вы денег затратили на создание этой выставки?». Когда я сказал, что около 90 миллионов рублей, они говорят: «Да не может быть!». Потому что почти 1000 квадратных метров и реставрация», — рассказал директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Кириллов.

Экспозицию, кстати, постоянную составляли практически только из собственных запасников. С некоторыми предметами помогли Эрмитаж и Русский музей. Всего же посетителям доступно почти две тысячи экспонатов, 800 из которых — подлинники. Конечно, в духе времени — много мультимедиа.

«Мы старались, с одной стороны, не перенасытить, потому что, когда приходишь в музей, и ты видишь только мультимедийную программу, не видишь ничего живого, — это неправильно. Музей — он должен показывать свои фонды. Мультимедиа у нас здесь для того, чтобы дополнить и углубить те образы, которые мы стараемся показать», — объяснил заведующий экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергей Воронков.

От самых истоков — великое посольство, Северная война и заложение града Святого Петра. Сподвижники самодержца, последователи царя-реформатора — Елизавета и Екатерина. Основные вехи в предметах и документах. Много в экспозиции просто любопытного. Например, макет центра города, датированный 1760 годом.

«Невский проспект во второй половине 18 века уже считался главной перспективой города, но застроен он был пока ещё и особняками в стиле барокко. Рядышком вы видите церковь Рождества Богородицы. На её месте сейчас находится садик перед Казанским собором. Церковь эта была первым храмом, православной церковью, возведённой на Невском проспекте», — отметила научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга Оксана Алексеева.

Там Екатерина II венчалась с Петром III, там же приняла присягу во время Дворцового переворота и в последствии была объявлена императрицей. В экспозиции есть и другие артефакты, ныне доступные только в виде реконструкции.

Мало кто видел его так близко. Символ Петербурга — ангел со шпиля Петропавловского собора. Этот сделан по оригинальному рисунку Трезини 1722 года, и именно таким ангел был вплоть до 1756, когда в шпиль попала молния, и он полностью сгорел. Сейчас выглядит ангел немного по-другому, он не держит крест, а как бы слегка обнимает его.

Эта выставка — первый шаг к развёртыванию в Музее истории Санкт-Петербурга полномасштабной экспозиции на несколько десятков залов, из которой посетитель сможет узнать о всей истории становления и развития великого города вплоть до нашего времени.

«Сейчас открываем восемь залов. В следующем году будет продолжение. И так мы будем традиционно ежегодно подводить итог, скорее всего, года», — подчеркнула первый заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Елена Раздорская.

Впрочем, не только продолжением грандиозной выставки в стенах Петропавловской крепости ознаменуется для Музея истории Санкт-Петербурга будущий год. Филиал — крепость Орешек — одна из старейших на Северо-Западе отметит 700-летие.