Преодолеть 1100 километров ради одного концерта. В Петербург из Музея фортепиано в Рыбинске приехал старинный французский рояль 1848 года. Инструмент призван вернуть подлинное звучание сочинениям Моцарта, Бетховена и Шопена. В малом зале Филармонии состоялся концерт Алексея Любимова. Он один из ключевых специалистов по аутентичному или, как говорят профессионалы, исторически информированному исполнительству.

Несмотря на виртуозные движения пальцев именитого пианиста по клавишам, внимание зрителей больше приковано к роялю. Уникальному инструменту 174 года. Поэтому даже самые узнаваемые произведения классики звучат непривычно.

Рояль «Эрард» меньше своих современных праправнуков. Современник Шопена звучит чуть выше, мягче и «теплее». Некоторые его элементы в середине XIX века стоили целое состояние. Например, клавиши из слоновой кости. Но самое ценное для музыкантов в этом инструменте — это, как ни странно, его заурядность. Для XIX века.

Рояль создали в Париже в беспокойном 1848 году. В этом году по Европе прокатилась волна революций. А вот сам инструмент революцией в производстве фортепиано не был. Но именно этим он и ценен для нас. Передаёт звук, утраченный благодаря прогрессу.

За роялем народный артист России Алексей Любимов. Маэстро специализируется на исторически достоверном исполнении классики. Рассказывает, что звучание фортепиано подобно речи. В каждом веке оно своё. Чтобы играть аутентично, нужно этот музыкальный язык выучить и подчинить себе инструмент.

«Он очень чувствительный и очень разнообразный по тембральным возможностям. Очень! И даже иногда ведёт себя непредсказуемо. С переменой влажности и с переменой температуры. В этом смысле, конечно, играть на нём, с одной стороны, очень приятно, с другой стороны — трудно», — отметил пианист, клавесинист, органист, дирижёр, педагог, народный артист РФ Алексей Любимов.

После продолжительного выступления «Эрард» проверяет настройщик, он же реставратор инструмента. Алексей Ставицкий неделями восстанавливал рояль в рыбинском Музее фортепиано. Говорит, второго действующего инструмента такого возраста и в такой степени сохранности в России не найти.

«Механики с этого рояля — они сейчас во всех «Стейнвеях». Это то, что вот там. Только эта механика, она, пожалуй, посложнее и поинтереснее. И как видите — она жива 174 года во всех мельчайших частях. Буквально три неоригинальных струны. Что-то в XIX веке, видимо, менялось», — поделился реставратор, настройщик фортепиано Алексей Ставицкий.

Выступление, на котором мы побывали, лишь репетиция. Концерт для широкого зрителя начался уже вечером как часть Международного фестиваля «Площадь Искусств». Для поклонников классики подготовили немало известных шедевров. В том числе «Лунную сонату» Бетховена, какой её слышали в XIX веке.