Девять месяцев транспортной реформе в Петербурге. Срок небольшой, но тема настолько чувствительная для города, что промежуточные итоги на этой неделе всё-таки подвели. Не на отчётном заседании в Смольном, а в стенах СПбГУ, с участием учёных, которые по просьбе правительства мониторили и анализировали ситуацию.

«Передайте за проезд», «остановите на следующей» — фразы, которые в Петербурге навсегда остались на обочине. Комфорт, цифровизация и безопасность — моторы транспортной реформы. Стайки снующих маршруток осталась теперь только в страшном сне урбаниста. А ведь ещё девять месяцев назад казалось — без микроавтобусов город накроет транспортный коллапс.

«Маршрутки ушли в историю, мы все помним, какие они были, в каком они были состоянии, вспомните, как выглядели водители маршруток, и как сейчас выглядят водители автобусов — это совсем другой уровень отношения к пассажирам, уважительный», — сказал губернатор Александр Беглов.

Уважение к пассажирам — это и более трёх тысяч новых автобусов с климат-контролем, камерами наблюдения и низкими полами. Защитники маршруток забыли — для инвалидов и мам с колясками их любимый транспорт был недоступен.

В часы пик свободных мест, понятно, меньше, но очереди из автобусов на выделенной полосе не дают горожанам заскучать в ожидании своего маршрута.

Изменения в маршрутной сети, по данным перевозчиков, на себе ощутили лишь 2% пассажиров. Остальные из пункта А в пункт Б добираются, не меняя привычек.

«А что такое удобство маршрутной сети — я живу на Среднерогатской улице, работаю на Исполкомской, вот для меня удобно, если от Среднерогатской до Исполкомской будет идти автобус без остановок. Общественный транспорт, он должен решать максимально регулярные корреспонденции, социальные корреспонденции. Ещё раз — это социальная реформа», — сказал Павел Адарич, заместитель директора СПб ГКУ «Организатор перевозок».

Реформа нацелена на удобство школьников, студентов, пенсионеров, маломобильных горожан. Но появление на улицах современных автобусов, подчеркивают эксперты, заметят все петербуржцы.

Большие автобусы оказались безопасней маршруток. Количество ДТП, по информации дорожной полиции, с участием общественного транспорта снизилось на 20%.

«Если мы примем за сто процентов достижения вот этой реформы, то мы сейчас находимся на уровне примерно процентов семидесяти, то есть, еще поле для работы очень большое», — рассказал Виталий Ковалёв, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента.

Специалистам необходимо давить на газ, чтобы опережать рост города. Только за время планирования реформы в Петербурге появилось 118 многоэтажек, 64 объекта образования. Им тоже нужны свои маршруты.

«У нас есть некий такой пул районов, за которыми мы следим, и как только у нас появляется новая поставка автобусов — сразу туда выезжают, следующая такая итерация будет январь. Жителям нескольких районов мы туда обязательно добавим автобусы», — сказал Павел Адарич.

За девять месяцев лазурные автобусы стали такой же визитной карточкой Северной столицы, как лондонские даблдекеры, синие московские или красные казанские автобусы. Платная парковка — ещё одна примета цивилизованной транспортной политики.

«Сейчас таких улиц уже 364, безусловно, количество личного транспорта снизилось порядка на 20% — это те люди, которые начали пользоваться либо общественным транспортом, либо пересели на автомобили каршеринга», — рассказал Дмитрий Ваньчков, заместитель председателя комитета по транспорту.

Занимать драгоценное место в центре города под личное авто, да ещё и надолго, объясняют эксперты — очевидно неоправданная роскошь. А парковка вторым рядом порой фатально тормозит поток.

«Водитель у меня, когда едет на пожар, когда он упирается во второй ряд, он вынужден либо разворачиваться, либо объезжать потом, всё это затраты времени, поэтому когда проезды свободны — это очень важно», — сказал Сергей Фёдоров, начальник управления по Центральному району ГУ МЧС России по Петербургу.

Смольный прислушался к просьбам жителей центральных районов. Им могут разрешить парковаться бесплатно у социальных объектов, адреса уточняются.

Вперёд транспортный вопрос двинулся и под землей. Петербург ждёт открытия новых станций метрополитена.