80 лет назад в блокадном Ленинграде восстановили электроснабжение в домах. Электрические лампочки загорелись после годичного перерыва. О подвиге энергетиков тех лет сегодня рассказывают сохранившиеся артефакты.
Свет в блокадном Ленинграде был дефицитом, как и продовольствие. Приоритет отдавался оборонно-промышленным предприятиям. Свое же жилье ленинградцы освещали зачастую по старинке – лучинами и огнеопасными керосиновыми лампами. Из-за этого случилось большое количество пожаров в первую, самую тяжелую зиму.
Одна из таких ламп – в музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. В этой локации воссоздан интерьер булочной тех лет. Пустые прилавки.
Также можно познакомиться с ленинградской квартирой – обесточенной. Работали лишь радиоточки, оповещавшие о воздушной тревоге и передававшие последние сводки.
Толчком к восстановлению электроснабжения в городе стала прокладка кабеля по дну Ладожского озера от восстановленной Волховской ГЭС. Почти 30 километров под водой. Всего 5 нитей. Четыре тянули по ночам, пятую днем, из-за чего водолазов начали бомбить немцы. Среди тех героев-подводников – Нина Соколова. Ее личные вещи особо берегут в музее. Как и кусок того самого кабеля.
«Это фрагмент ладожского кабеля 1942 года, который был специально для этой цели изготовлен на заводе «Севкабель», со специальной гидроизоляцией. Это случилось впервые в истории ленинградской промышленности. Потому что, как считается, до того таких кабелей с такой изоляцией делать не умели», – рассказал сотрудник научно-просветительского отдела Олег Кушнир.
В сентябре 1942 года энергетическая блокада была снята. Но, по словам историков, электричество в квартирах осажденного Ленинграда появилось лишь в ноябре. К 25-летию Октябрьской революции. И всего на два вечера.
Затем – снова отключения и перебои более чем на месяц. К сетям были подведены лишь дома, не пострадавшие от бомбежек. Все электронагревательные приборы оказались под запретом. Можно было пользоваться лишь 40-ваттными лампочками.
«Постоянным оно, конечно, не было, потому что, во-первых, свет включали только на определенный период времени – с 19 до 24 часов. Во-вторых, электроэнергия по-прежнему в первую очередь использовалась для оборонных предприятий. Было объявлено, что если понадобится перерасход энергии для заводов, то дома тут же будут от электросети отключаться», – пояснил Олег Кушнир.
Некоторым современникам сложно поверить, но даже Невский проспект в годы блокады по ночам не был освещен. Во тьму погружались все улицы и площади. В городе действовал режим светомаскировки. Тем не менее, более 30 тысяч светильников своевременно обслуживались силами «Ленсвета».
«Есть рассказы сотрудников сохранившиеся, и это, безусловно, рассказы женщин о том, как шла консервация, о том, как буквально руками на тачках отвозили сохранившиеся светильники, как их пытались ремонтировать. О том, как пытались из сохранившихся запчастей поддерживать спецтехнику в том или ином состоянии. Однако, это достаточно тяжелые рассказы», – поделился директор компании Владимир Резниченко.
Подвиг энергетиков прописан отдельной строкой в истории ленинградской блокады. Они несли людям свет, а значит – и надежду на скорое возвращение к мирной жизни. На прекращение бомбежек. На Победу.