Останки расстрелянных в Петропавловской крепости в период Гражданской войны сегодня захоронили на кладбище «Памяти жертв 9 января». С 2010 года в течение четырех лет специалисты музея истории Петербурга проводили раскопки на Заячьем острове.
Тюрьма Трубецкого бастиона и крепостные гауптвахты с декабря 1917 года входили в систему тюрем ВЧК. Крепость была местом казней и захоронения жертв красного террора.
На кладбище «Памяти жертв 9 января» состоялось прощание с убитыми в крепости. В братской могиле погребли останки 94-х человек. Установлены имена 16 погибших. Исследования, показали, что все жертвы относятся к 1917- 1921 годам.
Евгений де Симон говорит, что участь одного из его прадедов, морского офицера Анатолия де Симона, почти сто лет оставалась неизвестной. Сегодня прах офицера обрёл покой.
«Он был капитан второго ранга, командир одного из линкоров Балтийского флота. Арестован был по обвинению в вербовке военнослужащих для борьбы с большевиками», – рассказал Евгений де Симон.
C 2010 года по 2014 годы в ходе археологических исследований на территории Петропавловской крепости между левым фасом Головкина бастиона и Кронверкским проливом обнаружили останки 160 человек в возрасте от 16 до 60 лет. В отчетах археологов указано, что значительное число черепов имеет пулевые отверстия в затылочной части. Сколько всего людей расстреляли у стен Петропавловской крепости, никто даже предположить не берётся. Основная часть убитых – мужчины. Тела были свалены в ямы и наспех закопаны. Среди загадок – то, что называется ямой № 9.
«Женщин в каждой яме одна-две. И только одна яма № 9 отличается каким-то особым свойством, которое нам пока не удалось разгадать. Эта яма содержала останки восьми, может быть, десяти женщин молодого возраста. Девушек 18-20 лет. Или там 18-25», – рассказал Денис Пжемский, кандидат биологических наук, старший сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
В годы красного террора Петропавловская крепость стала первым расстрельным полигоном. Эта часть острова была обнесена забором. На территории, скрытой от посторонних глаз, регулярно проводились казни. Среди расстрелянных были как заключенные Трубецкого бастиона, так и других городских тюрем ВЧК.
«Не случайно они выбирали такое укромное место. Это не была какая-то публичная казнь преступников, как в Средневековье. Это было такое дело тёмное, о котором старались не распространяться», – пояснила Ирина Карпенко, историк, участник исследования.
Обряд отпевания совершили православный и католический священники, а так же раввин.
Всего в братскую могилу опустили 41 гроб, потому что останки погибших в большинстве случаев фрагментированы. На надгробии массового захоронения надпись – «Жертвам Гражданской войны, расстрелянным в Петропавловской крепости в 1917-1921 годах».