Петербург как ключевое звено в пополнении арктического флота. Уже четвёртый атомный ледокол проекта 22220 совсем скоро будет спущен на воду на Балтийском заводе.

Атомоход «Якутия», также, как и его предшественники «Арктика», «Сибирь» и «Урал», является самым большим и мощным ледокольным судном в мире, главная задача которого — обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике. Вообще, полюса вопреки всем известным законам в Петербурге как будто пересекаются. Новости с «макушек» Земли очень часто имеют непосредственное отношение к Северной столице. На этой неделе их сразу несколько.

В Арктике уже месяц работает построенная на Адмиралтейских верфях ледостойкая платформа «Северный полюс» с научной экспедицией на борту. Большой научный десант отправился на этой неделе и в противоположную сторону — на Южный полюс. 68-ю российскую антарктическую экспедицию принял на борт «Академик Фёдоров».

41-я полярная экспедиция на Северный полюс отчитывается о прохождении важного этапа — на льдине, которая прошла уже 400 километров в сторону Гренландского моря, завершён монтаж научных лабораторий, там началась программа исследований. Геофизический, ледоисследовательский и метеорологические дома, океанографический терминал, магнитный павильон, мастерская, ледовый морфометрический павильон и полигон «Торос» — маленький научный городок расположился всего в полукилометре от самодвижущейся ледовой платформы, которая доставила полярников к месту старта и будет сопровождать до самого финиша.

О таких тепличных условиях в условиях крайнего Севера первопроходцы могли только мечтать. История дрейфующих полярных станций берёт своё начало в 1937 году, с момента высадки на льдине четырёх советских полярников — начальника станции Ивана Папанина, гидробиолога Петра Ширшова, метеоролога Евгения Фёдорова и радиста Эрнста Кренкеля. 274 дня эти отважные люди дрейфовали в океане, собирая важные сведения, которые затем лягут в основу серьёзных научных открытий. Кстати говоря, и в тот раз большая часть успеха экспедиции принадлежит учёным с берегов Невы. Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила для команды Папанина две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. По специальным чертежам Ленинградский судостроительный завод имени Каракозова построил специальные нарты из ясеня, а Институт инженеров общественного питания приготовил для зимовщиков запасы продуктов питания.

Весь дневной рацион питания подбирался таким образом, чтобы в среднем он составлял 6 250 калорий и делился на 4 приёма пищи — ранний завтрак, второй завтрак или полдник, обед и ужин. Но ни в одном документе не сказано, что учёные Ленинградского института общественного питания, которые, собственно, и составляли этот рацион и собрали запас продуктов на полтора года, учитывали тот факт, что в команде Папанина было пять ртов, а не четыре. И пятый — весьма примечательный.

Он время от времени появлялся в кадре и даже увековечен на мини-макете полярной станции в музее Арктики и Антарктики. Двортерьер тёмной масти по кличке Весёлый путешествовал с командой все 274 дня и честно отрабатывал свою порцию паюсной икры с мясными сухарями, предупреждая полярников о приближении белых медведей и других незваных гостей. Впрочем, в кабриолете, который после завершения экспедиции провёз папанинцев через всю столицу, сидели только четыре героя, без собаки.

  • Москва встречала героев! Мы и сейчас волнуемся, вспоминая те дни!
  • Сами папанинцы не видели в своей работе ничего особенно героического. Они были учёными, полярниками и выполняли свой долг!

Ровно такими словами говорит про себя и нынешнее поколение полярных исследователей. Даже если им предстоит просто выполнять свою работу там, где зафиксирована самая низкая температура на планете. Рекорд в минус 89,2 градуса в 1983 году записали в журналы учёные советской полярной станции «Восток». А на этой неделе туда отправилась уже 68-я антарктическая экспедиция. Основная её цель в этом сезоне — строительство нового зимовочного комплекса. Ныне действующий реконструировали последний раз еще в 70-х годах. Исследователи также продолжат атмосферные, сейсмические наблюдения, исследования космической погоды и интенсивности таяния льда. В процессе таких изысканий учёные планируют получить ответ на жизненно важные вопросы о том, как жила наша планета миллион лет назад и, самое главное — о потеплении.

«Потепление. Допустим, это, действительно, антропогенное явление. Хотя, конечно, разные по этому поводу взгляды. Но самая большая угроза для человечества — это повышение уровня океана, потому что таяние льдов, прежде всего в Антарктиде и Гренландии повысит уровень воды так, что у Санкт-Петербурга, например будут серьезные проблемы. Я уж не говорю про некоторые совсем низкие земли, острова», — сказал Александр Клепиков, начальник российской антарктической экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.

Новые возможности в поиске ответов на важные вопросы у российских учёных появились после завершения строительства новой взлётно-посадочной полосы в районе станции «Прогресс». Во всех смыслах сложный, но очень важный объект назван в честь петербургского футбольного клуба. И арктический «Зенит» сможет принимать даже тяжелую авиацию, например такого класса, как Ил-76. Первый борт из Кейптауна в ноябре уже опробовал на крепость снежно-ледовый аэродром, а заодно доставил на российскую базу часть отряда 68-й антарктической экспедиции.