Петербург читает много, читает разное, человек с бумажной книгой в метро – всё ещё привычная картина. Впрочем, современный читатель стал капризнее — в магазинах он ищет не только книги, но и атмосферу. Этот момент учли при обновлении Дома книги.
В Доме Зингера обещают, что ниги на стеллажах точно не будут пылиться. Дом Книги исторически — главный петербургский литературный магазин, это все знают, но об этом нужно напомнить в XXI веке.
«В какой то момент Дом книги стал немного не для петербуржцев. Я ничего не имею против туристов, это, естественно, важнейшая часть жизни, но Дом книги надо оставить петербуржцам. В своё время эта концепция была забыта, что я считаю ошибкой. И мы постараемся вернуть всё петербуржцам», — отметил вице-губернатор Борис Пиотровский.
Задача сделать книжный магазин и общественное пространство вокруг, ведь важно прийти сюда не только за покупками, но и для того, чтобы провести время, как это исторически и было. Сюда хахаживали все — от Даниила Хармса до начинающих писателей советской эпохи.
«Это мой дом, это мой детский сад. Там было издательство «Советский писатель», лучшее издательство, которое я знаю. И там пропадали, были отличные продавцы, они любили нас, мы любили их, и потом нас обожали читатели. Такое вот было прекрасное место, гордость Петербурга», — сказал писатель Валерий Попов.
В последние годы говорят, что бумага терпит поражение в борьбе с планшетами. Авторы признаются — все перестроились, поэтому большой разницы в том, как читают их произведения, нет. При этом писатели уверяют, что если создать комфортные условия, люди будут приходить, главное, чтобы в книжных магазинах были книги, а то порой конфет и сувениров там больше чем страниц. В Доме книги обещают баланс держать — 80% ассортимента, что называется, по профилю. Уже закуплено 60 тысяч книг. Останется и специальный стеллаж от сотрудников магазина — в стиле «прочитал и предлагаю».
«Меня часто спрашивают, читала ли я, поэтому у нас есть такой стол, куда мы выкладываем книги, которые сами читали, которые нам понравились, и мы с удовольствием подводим людей к этому столу», — рассказала Марианна Лапшина, продавец Дома книги.
Рассказывают, что читателей меньше не стало, но они стали разборчивее — часто приходят, зная, за чем именно.
Ассортимент книг огромен, найти можно всё, что хочешь, особенно если поискать. Хотя читатели со стажем рассказывают, что исчезла некая романтика — как раньше, когда приходилось ехать на окраину города за книгой, при этом, особенно об этом не распространяясь.
Неофициальные места все знали — за книгами ездили на электричках.
«Идешь в поле, и там сотни, а может тысячи людей, и они в ряды выстраиваются, а там на полиэтилене можно было купить томик Кафки за сто рублей — почти месячная зарплата. Так где-то было в Ульянке», — рассказал писатель Сергей Носов.
Конечно, сегодня Кафка стал гораздо ближе, как и любой автор. Кстати, петербургские писатели вспоминают — видеть, что тебя читают — это ни с чем несравнимое удовольствие.
«Вышла моя первая книга, я бегу к книжной лавке. И вот у коня Клодта, ближнего к лавке, стоит парень с девушкой, читают мою книгу и смеются. То есть то, чего я добивался. И это просто такое счастье», — вспоминает Валерий Попов.
Теперь петербургские авторы смогут смотреть, как их читают в сквере у Казанского собора. Дом Книги возвращается домой, где и читатель, и писатель могут чувствовать себя как дома.