Событием мирового масштаба назвали специалисты отправку оборудования для крупнейшего термоядерного реактора планеты. Проект реализуют во Франции, и, несмотря на санкции, Россия принимает в нем участие.

Двухсоттонная деталь станет частью международного проекта ИТЭР. Инженеры и рабочие Средне-Невского судостроительного завода стали пионерами в этой высокотехнологичной отрасли. Такого масштабного сверхпроводящего объекта до петербургских мастеров в России никто не делал.

Невзрачное металлическое кольцо на барже сразу и не заметишь. На деле, объясняют специалисты, катушка полоидального поля PF1 — прорыв не только в российской, но и в мировой науке. Этот обруч должен сковать одну из самых горячий материй во Вселенной.

«Бомбу все знают термоядерную, а вот реализовать управление солнечной плазмой в условиях земли, и еще длительное, не импульсное, как бомба – оказалось сложнейшей задачей», – рассказал руководитель проектного направления «Прорыв» Вячеслав Першуков.

Плазма, которую удержит магнитная катушка, в десять раз горячее Солнца. Уникальное изделие установят в крупнейшем термоядерном реакторе планеты. И если эксперимент будет удачным, это, уверяют ученые, навсегда изменит историю Земли.

«Успешное завершение проекта откроет для всего человечества неисчерпаемого источника энергии, магнитная система — самая сложная и самая важная система, без ее работы невозможно достичь результатов», – рассказал старший советник международной организации ИТЭР Александр Алексеев.

С Невы баржа отправится к Лазурному берегу, в Марсель. Международный проект ИТЭР реализуется во Франции. Участие в строительстве установки принимают 35 стран. Плодами эксперимента воспользуется каждое государство.

«Россия вкладывает 9 процентов, а получит 100% технологий в соответствии с соглашением, поэтому — это 11-ти кратный усилитель наших технологических и научно-технических усилий, который вернется в нашу страну», – отметил директор частного учреждения «ИТЭР-Центр» («Росатом») Анатолий Красильников.

Разработкой катушки занимались сразу несколько российских институтов. А собрать ее смогли только на Средне-Невском судостроительном заводе. Петербургские инженеры и мастера производят самые сложные композитные материалы и уникальные виды сварочных работ.

«Наш прославленный Средне-Невский судостроительный завод генерирует всегда нам торжественные события, связанные с закладкой новых судов, со спуском судов в эксплуатацию — гражданского, военного назначения. Действительно — флагман отечественного судостроения, один из лидеров в стране и далеко за ее пределами», – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Повелий.

Отечественные ученые трудятся и на строительстве реактора. В зоне их ответственности — больше 20 систем. ИТЭР разрабатывается с 80-х годов. За это время, подчеркивают в «Росатоме», только два государства, Россия и Китай, ни разу не нарушали финансовых и технических обязательств.

«Это крупнейший международный проект, и, несмотря на все санкции, несмотря на гибридную войну, которая сегодня производится против Российской Федерации, мы успешно выполняем все обязательства», – отметил депутат Государственной Думы РФ Михаил Романов.

Российская — первая из шести катушек, которые установят в реакторе. Первые эксперименты на установке начнутся уже через три года. На полную мощность по планам ИТЭР заработает через 13 лет.