5 октября профессиональный праздник отметили те, кто борется с бандитизмом и расследует самые тяжкие преступления – работники уголовного розыска.

Еще до анекдотов про хорошего и плохого полицейского все знали, что лучшая пара провоохранителей – это Жеглов и Шарапов. По тем временам это был очень смелый фильм. Ну а по количеству цитат фильм Станислава Говорухина бьет многие рекорды

Вечный спор Шарапова с Жегловым – жить строго по закону или по справедливости. Ответ ведь окончательно так и не озвучен – поэтому этот вопрос повторяется во многих фильмах

Более того, бытует мнение, что в конце Шарапов сам превращается в Жеглова, когда говорит Левченко: «Пойдем со мной – я обо всем договорюсь». Ведь это уже не по закону, а по справедливости.

Даже к такому фильму были вопросы – в серьез переживали, что в «Месте встречи» не было песен главного героя – кто-то считает что их бы не пустила цензура. Некоторые уверены, что рассыпался бы образ Жеглова – и люди видели бы лишь Высоцкого. Советский блюститель порядка все-таки чаще был правильным, а не ярким.

«В Советском кино все чаще милиционеры были такими прекраснодушными, милыми, идеалистичными, которые пытались переделать преступника, объяснить: «Вася – ты не прав». Это сейчас выглядит, конечно, анохронизмом и даже смешно», – рассказал киновед, почетный кинематографист РФ Александр Поздняков.

А в конце 90-х телеэфир покорили «Улицы разбитых фонарей». Образ не милиционеров, а уже «ментов». Слово вроде оскорбительное, но быстро получившее и положительный окрас.

«Я придумал следующий кадр: когда там выкатывается макаров и стакан. Это я придумал и заставил их снять», – сказал заслуженный артист РФ Алексей Нилов.

Алексей Нилов – он же Ларин – стал тогда новым символом опера – честный и бедный, ловит преступников, передвигаясь на трамвае. В период, когда в стране раздрай, старается навести порядок хотя бы в своем районе. И главное, зритель поверил – потому что за окном, что в телевизоре – люди видели почти одно и тоже. А еще первые сезоны снимались, что называется, на коленке. Картинка из-за этого – как будто документальное кино.

«После первого же показа люди стали здороваться, они не понимали. Нас звали к себе в отдел, типа чего ты в Василеостровском работаешь – у нас больше платят. То есть у людей путалось – они считали, что мы просто менты, которые снимаются в документалке про себя», – сказал Алексей Нилов.

Ларин в паре с Дукалисом просуществовали 5 сезонов. Потом их взорвал юный преступник, которого сыграл Даниил Козловский. Говорят, многие его за это его до сих пор не простили. Алексей в своей актерской карьере часто надевал милицейскую форму и совершенно не согласен, что все равно всегда получался Ларин. А сейчас и вовсе из полиции уволился, связался с криминалом.

«Последние 6 лет, что я отпустил бороду и побрил голову. Я играю исключительно бандитов. Видимо это проблемы тех, кто меня снимает. Они считают, если у меня волосы поменялись местами – то я бандит», – отметил Нилов.

Андрей Кивинов – сам в прошлом сотрудник МВД, написавший не один детективный рассказ и сценарий – вспоминает, достаточно быстро в кино пришли деньги и новые сериалы снимали уже с бюджетом, которого хватило бы на все сезоны тех же «Фонарей». Поэтому опера в кадре становились более яркими и успешными, но зритель верил уже меньше – смотрел просто за картинкой и погонями.

«Что касается огламуривания, оно было в основном на экране. Появлялись богатые машины, приличные кабинеты – но это на экране, в жизни то сильно богаче жить они не начинали», – сказал писатель, сценарист Андрей Кивинов.

Говорят что эта тема не изживет себя никогда. Пока есть работа для реальных сотрудников уголовного розыска – будут и их прототипы на экране. У той же «Улицы разбитых фонарей» – 16 сезонов. Снимали до 2019 года. Говорят, это тоже большой талант – остановится, пока зритель не сбился со счета.