Дата, которая положила начало космической эры человечества. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник земли. Небольшой металлический объект, оснащенный антеннами и передатчика сделал прорыв и определил на годы вперед направление научной мысли.

Можно ли подумать, что по прошествии 65 лет в этом уже хрестоматийном событии остались факты малоизвестные. Оказывается, они есть. И в том числе, связаны Ленинградом.

4 октября 1957 года исполнилась мечта, о которой человек грезил долгие тысячи лет. Полеты в космос перестали быть плодом фантазии чудаковатых романтиков.

Владимир Краскин сам видел, как ракета со спутником ушла в небо. По приборам наблюдал за полетом. Но ни он, ни кто-либо другой, даже сам Королев, тогда не поверили своим глазам.

«После того, как мы услышали слова Левитана, в общем было такое ликование даже, а до этого мы в тишине ждали этого сообщения. Было какое-то желание подтверждения, что мы что-то сделали», – вспоминает участник запуска первого искусственного спутника Земли Владимир Краскин.

Но триумф советской науки мог бы быть отложен, если бы не внимательный выпускник ленинградского ВОЕНМЕХа.

«Еще молодой специалист Георгий Михайлович Гречко, он только выпустился, произвел определенные расчеты для ракеты-носителя и выявил незначительную, как тогда показалось всем ошибку. Выяснилось, что ошибка могла привести к срыву вообще всей операции, за что он был удостоен государственной премии», – рассказал руководитель исторического клуба БГТУ «ВОЕНМЕХ» Иван Исаев.

С начала 30-х город на Неве – колыбель мировой космонавтики. А Петропавловская крепость – ее первый испытательный полигон.

«В 1033 году начали создаваться и ракеты на жидкостном двигателе, ракеты, которые поднимались на небольшую высоту. В 1933 году Валентин Петрович Глушко снова возвращается к своей идее электрического ракетного двигателя. Должен был стоять на космическом кораблей», – объяснил вице-президент федерации космонавтики России Олег Мухин.

Именно двигатели Валентина Глушко вывели на орбиту первый спутник и Юрия Гагарина. Но за 27 лет до этого первыми в мире прикоснуться к космосу смогли в ленинградском Политехе.

«Это 1934 год, когда политехники на стратостате «Осавиахим-1» поднялись на высоту чуть выше 21 километра, то есть уже в разряженное пространство, уже невесомость, то есть это, можно сказать, космос уже. К сожалению, они погибли», – рассказал директор музея истории Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Валерий Климов.

Спустя 12 лет, еще не отошедший от ужасов блокады город становится мощным мозгом отечественного ракетостроения.

«1946 год – решение правительства, по которому в нашем ВОЕНМЕХе была организована первая в Советском Союзе кафедра ракетостроения», – отметил профессор БГТУ «ВОЕНМЕХ» Владимир Евсеев.

Он сказал: «поехали» и махнул рукой. Легендарная фраза первого космонавта Земли, уверены ученые, тоже родом из Ленинграда.

«Марк Лазаревич Галай, он был первым инструктором отряда космонавтов. Когда он сажал космонавтов на оборудованные места, особенно в центрифугу, он там привязывал, пристегивал их, говорил: «Ну что сынок, готов? Ну поехали». И центрифуга начинала вращаться», – объяснил директор музея истории Политеха Валерий Климов.

Первым посмотреть на обратную сторону Луны смог еще один выпускник Политеха. Игорь Валик – создатель космического телевидения. Благодаря ему вся планета увидела полет Юрия Гагарина.

Широкая, почти гагаринская улыбка и простые манеры. Андрей Борисенко – ленинградец, который дважды покорил космос. В общей сложности на орбите он провел 337 суток.

«В процессе полета, особенно длительного, формируются рефлексы жизни в невесомости. Например, подвесить какой-то предмет рядом с собой секунд на 15. В первое утро очередной своей земной жизни я попытался подвесить помазок для бритья рядом с собой, он у меня с грохотом упал, перепугал мою жену», – рассказал летчик-космонавт, герой России, доцент БГТУ «ВОЕНМЕХ» Андрей Борисенко.

Начав уже третью земную жизнь, космонавт с улыбкой и тоской смотрит на небо.

«Особенно, когда видишь пролетающую МКС, а периодически она видна у нас здесь в Санкт-Петербурге тоже, так на нее посмотришь на звездочку – я там был», – признается Андрей Борисенко.

А этого экспоната нет в космическом музее. Идея, говорят специалисты, уж больно фантастическая. За год до полета Гагарина ленинградский инженер Юрий Арцутанов в статье «В космос на Электровозе» рассказал о путешествиях на орбиту на гигантском лифте.

«Уже в XXI веке посчитано, чтобы лифт даже один окупился, а на самом деле нужно построить несколько, чтобы эта система работала стабильно, нужно отправлять на орбиту 20 тысяч тонн груза, и для того, чтобы лифт не рухнул, нужно 20 тысяч тонн груза отправлять с орбиты на Землю», – объяснил писатель, научный журналист Антон Первушин.

На 65 году космической эры полетами на орбиту землян не удивишь. Запуск очередной ракеты скорее обыденность. И, кажется, это значит, что мечты легендарных ученых XIX и XX веков начинают сбываться.