Больше трети россиян, раннее не имевших опыта в предпринимательстве, готовы попробовать себя в бизнесе, а в возрастной категории до 34 лет – готова почти половина. Чаще всего мечтают открыть магазин, кафе, салон красоты или производство.

Чтоб заработать на мастер-классах, необязательно быть мастером. То есть профессионалом в конкретной области. Иногда достаточно иметь идею. Снять помещение, набрать команду и заняться продюсированием проекта. Так поступили владельцы бьюти-студии, где гости своими руками делают помады, тональные кремы, румяна и другую косметику.

«Я закончила университет, сидела в декрете и поняла, что нужно чем-то заниматься, и пришла в голову такая идея. У меня не было никакого опыта абсолютно в сфере бьюти. Но у меня есть лучшая подруга», – рассказала соосновательница проекта бьюти-лаборатории Makeup Kitchen Дарья Гоголенко.

Подруги закупили ингредиенты, изучили технологию производства. Сначала работали сами, а потом наняли сотрудников. Вложения в бизнес составили около миллиона рублей. Но давно окупились. С 2018 года открыли еще три площадки.

«С первого месяца мы начали работать в ноль, я не знаю, это просто нам повезло. Или это заслуга уникальности идеи. Через полгода мы начали выходить в плюс», – объяснила соосновательница проекта Алина Андросова.

Уникальность идеи – один из главных секретов успеха. Другой, по мнению экспертов, грамотное продвижение и маркетинг. К примеру, через блогеров с небольшой аудиторией пиар зачастую эффективнее, чем у миллионников. Ну, и, конечно, надо не забывать о своих социальных сетях. Сарафанное радио – еще один очень важный пункт.

«Чем больше у вас опыта и чем большей экспертизой вы пользуетесь, в какой-то области предпринимательства, тем меньше затрат на рекламу вам потребуется. Потому что за вас будут говорить те проекты, которые вы создали», – сказал основатель бизнес-школы «Вверх» Владимир Маринович.

В позиционировании надо делать упор на разнообразие предложения. Не только мастер-классы, но и другие форматы, например, выездное обучение, подарочные сертификаты и презентации уже готовой продукции. Если будет уменьшение одной статьи доходов, выручит другая. И особенно такая вариативность полезна, когда бизнес сезонный.

«Самые денежные месяцы – это декабрь, январь, февраль, как правило. У нас Новый год, потом 23 февраля. У меня 30% мастер-классы приносят сейчас. Люди приходят все еще, доходят. 30% – это заказы и 30% – это сертификаты», – пояснил владелец кузнечной мастерской «Spark» Михаил Ватолин.

Что касается юридических вопросов, наиважнейший – оформить ИП либо самозанятость – это два самых популярных варианта. А вот лицензирования в большинстве случаев не требуется, если речь о развлекательных мастер-классах.