Архитектуру Петербурга можно созерцать в целом, а можно любоваться бесчисленными деталями. Есть, например, ценители метлахской плитки, которую ещё можно найти в петербургских парадных, есть те, кто разыскивает, сохраняет или возвращает на законное место в бывшие доходные дома старинные двери, а есть знатоки петербургских окон. Как раз сейчас специалисты реставрируют окна роскошного дома Веге на набережной Крюкова канала.

Доходный дом Веге построен ещё в 1914 году. Тогда архитектор Сергей Овсянников предусмотрел все условия для комфорта постояльцев. Вплоть до мелочей. Это коснулось даже остекления окон в парадной.

Эти узорчатые стёкла сохранились до наших дней. Как и вековые оконные рамы из лиственницы. Их реконструкцией в этом году занялись по просьбе и на деньги жителей дома. Работа кропотливая и сложная, рассказывает Виктор Парунов. Фурнитуру пришлось очищать от нескольких слоёв краски. Основа сгнила. Недостающие детали, например, шпингалеты искали на барахолках и в интернете. Необычный ступенчатый подоконник также не облегчил задачу реставраторов.

«Вот это — антиквариат. Они сюда вкладывают деньги. Не тратят, как на стеклопакеты. Потому что антиквариат с годами растёт. Они, грубо говоря, вбиваются в увеличение стоимости своего имущества. И приятно осознавать, что это сохранение исторического наследия останется детям, внукам», — подчеркнул руководитель ремонтной мастерской Виктор Парунов.

Это один из примеров, когда жильцы дома соглашаются на реставрацию окон. Чаще их проще и, что важно, дешевле заменить на современные, пластиковые. Конечно, они должны подходить по цвету. В большинстве случаев это тёмно-коричневый. Всё строго регламентировано. Белый под запретом. Хотя есть и такие рамы. Своё место в проёмах они заняли уже давно. Много споров возникает о расстекловке, то есть количестве и расположении переплётов. Доктор архитектуры Екатерина Возняк уверена: не столь важна рама, как обрамление.

«Безусловно, окна — это наша витрина. Как и вся наша архитектура. Это наше сокровище. Наше ювелирное украшение. Мы должны беречь его и сохранять. Каждое окно указывало статус этажа. И его назначение. Если это бельэтаж, там самые богатые люди живут, соответственно, здесь и самое богатое обрамление. Выше этаж — победнее люди. Окно будет другое. Наверху живут самые бедные. И окна будут, соответственно, статусные», — объяснила доктор архитектуры, декан архитектурного факультета СПбГАСУ Екатерина Возняк.

Сегодня, архитекторы и проектировщики также часто предпочитают устанавливать в жилых домах большие панорамные окна. Но это теперь не говорит о достатке жильцов, их социальном статусе или о специальном назначении помещения. Просто современный стиль, попытка соединить окружающий город и жилые комнаты. Визуальное расширить пространство.

Есть и такие окна, которые архитекторы вообще не закладывали в проект. На брандмауэрах уже во время Советского союза в глухой капитальной стене прорубали окно. Чаще в техническое помещение, например, в кладовую. Поэтому и выглядят они по-разному. Это касается как формы, так и размера. Но в целом окна Петербурга не уникальны. Они — часть стилей западно-европейской архитектуры. Узкие проёмы в самых старых домах. Стекло в 18 и 19 веках материал дорогой. Обращаться с ним умеют не все. Поэтому и фрагментов в одном окне может быть несколько. Уже позже — арочные окна. Когда популярным становится стиль модерн, ни один особняк не остаётся без витража. Но это всё парадная часть. Во внутренних дворах само наличие окна уже — роскошь.

«В эти дворы выходили либо квартиры самых бедных людей. И света не доставалось. Они снабжались светом таким, чтобы человек мог войти на кухню и в потёмках что-то делать, не рискуя расшибить себе лоб. И окна, конечно, там, они как бы есть и их как бы нет», — рассказал краевед Ярослав Любимов.

Не в пример современное строительство. Оно предполагает максимальное использование стекла. Особенно в торговых и деловых центрах. Есть здания аккуратно вписанные в существующую застройку. Мария Элькина — архитектурный критик. Уверена, что дело не в пластике или дереве, а в отношении к материалу. Даже из экономичных полимеров можно сделать шедевр. Всё зависит от квалификации архитектора.

«Почему все стремятся к большому остеклению. Ну, естественно, это стали позволять технологии. Ведь человечество, оно же долго развивается. Мы смотрим нам такой отрезок времени. А прогресс существует в длинном. И в длинном этом прогрессе сделать большое окно — это круто. Это знак открытости в разных смыслах», — подчеркнула архитектурный критик Мария Элькина.

Между тем работа в Доходном доме Веге продолжается. Мастера трудятся над восстановлением вековой оконной фурнитуры. А жители соседней парадной, увидев изменившиеся окна, уже задумываются над реставрацией рам на своих лестничных площадках.