Курсы по оказанию первой помощи для добровольцев, медиков и мобилизованных петербуржцев проходят в Ленинградской области. Тренировки проходят несколько раз в неделю на полигоне в Академии тактической медицины, где с небольшими группами работают статисты и инструкторы, в том числе врачи с боевым опытом.

Под весьма натуралистичные крики и под аккомпанемент настоящих, но охолощенных автоматов Калашникова проходит финальная часть подготовки на курсах оказания первой помощи в Академии тактической медицины на полигоне в Ломоносовском районе. Именно такой эффект, считают кураторы проекта, увеличивает усваиваемость материала.

Метод полного погружения в условия, похожие на реальные боевые, говорят его авторы, помогает отрабатывать даже не знания, а именно навык. Действуя в экстремальной ситуации автоматически, курсант сможет и в условиях опасности сделать все возможное, чтобы спасти собственную жизнь и жизнь своих товарищей.

Этому предшествовали 20 часов дистанционной теоретической подготовки и 9 часов практики – то есть то же самое, но в помещении и без выстрелов. В академии принципиально отказываются от искусственных манекенов. Спасти с условного поля боя нужно именно живого человека.

«Дело в том, что он отыгрывает специальные стрессовые реакции, которые у раненых в большинстве случаев встречаются. К примеру, острая стрессовая реакция, например, агрессия, которую он выплескивает бурно. Например, ступор, когда он просто лежит – никуда не подвинуться, не выполнить приказы», – рассказал ректор Региональной академии тактической медицины и первой помощи Даниил Данилов.

Вячеслав сейчас предприниматель, но во время срочной службы был в дагестанском Буйнакске, был замкомвзвода. Военная специальность – командир боевых машин пехоты. Повестку пока не получал, но готов. На курсы пошел, чтобы быть во всеоружии.

«Очень доходчиво усваивается. Как видите, на нас краски не пожалели, потому что медленно вязали жгуты – сами виноваты. Нас инструктора обливали. Сложнее во-первых, потому что ты повязал этот жгут в спокойной обстановке и у тебя все сухонько, а тут раз – берешь, у тебя из перчаток выскальзывает, узел не связать, и это сложно», – отметил курсант Вячеслав Трусов.

Илья не служил, однако он запоминает жизненно важные знания. Такой опыт никогда лишним не будет.

«Замечательная, на самом деле, подготовка. Понимаешь то, что кровь хлещет, у нас это краска имитирует. Все скользко. Тяжело первый раз, а когда отрабатываешь уже 10-15 раз – делаешь на автоматизме», – отметил курсант Илья Карпов.

Краски для курсантов не жалели. Только в первый четырехчасовой заход на полигон ее израсходовали больше 5 литров. Реалистичность добавляют и инструкторы, подливая красную жидкость на условную рану.

«Это пищевой краситель с элементами биологических веществ, чтобы имитировать именно вот этот характер крови. Желательно, чтобы вода еще теплая была, как кровь. Она постепенно загустевает, сворачивается. В принципе, вот эта методика краски, она подходит для сравнения с кровью», – отметил инструктор Даниил Мещеряков.

Вот, так раз за разом повторяя за инструктором, курсанты достигают моторной памяти оказания первой помощи. После этого экзамена каждый получит карточку о прохождении курса целевого назначения. И сможет, углубив знания, дойти и до военно-учетной специальности стрелок-санитар. В академии по квотам бесплатно учат мобилизованных. С начала года курсы прошли уже 500 человек, а к 2023-му в планах подготовить в два раза больше.