С 1 октября в России вступил в силу ряд нововведений для водителей. Информация о водительских правах граждан стала доступна сотрудникам ГИБДД в виде электронной базы данных. Автоэксперты рассказали, сможет ли цифровизация в ближайшее время заменить реальные документы.

Водителям больше не потребуется информировать страховую о ДТП, а также собирать после аварии личные данные очевидцев. Информацию о смене номера страховые компании смогут получать самостоятельно, через электронные базы данных.

Также по новым правилам владелец полиса при продаже автомобиля обязан письменно уведомить об этом страховую компанию. Раньше это было добровольной процедурой. Предполагается, что новые правила упростят жизнь и сотрудникам ГИБДД, и самим водителям.

Лет 10 назад забыть права считалось просто катастрофой – ведь моментально составлялся протокол об отстранении от управления автомобилем. Сегодня в крупных городах с развитой цифровой инфраструктурой забывшего пожурят и проверят по единой базе. Если там всё нормально – обойдутся и без символического штрафа. Но общий эксперимент вызывает вопросы.

«Я бы не рекомендовал водителям участвовать в таких экспериментах – у меня уже много лет есть такая книжка, ПДД. И там написано, что водитель обязан передать права сотруднику. Не предъявить QR-код, не телефон – а права», – отметил автоэксперт Дмитрий Попов.

Но при этом именно с точки зрения борьбы с коррупцией подобные идеи полезны – важно создать систему, когда тебя останавливают, в основном, в случае нарушения или для его предупреждения – а не просто поговорить и посмотреть, что может стать причиной штрафа.

«Вспомните, мы ведь совсем недавно отвыкли от истории, когда у нас проверяли аптечку и огнетушитель. И за это штрафовали – и выписывали штрафы, и разводили. И такая же история была с полисом ОСАГО», – отметил автоэксперт Станислав Данилов.

Со страховкой сейчас, и правда, стало проще – практически верят на слово или проверяют электронную форму. Но в ПДД нет ни слова про форму страховки. Она просто должна быть – но есть далеко не у всех. Даже после расширения коридора стоимости полиса – которое помогло идеальным водителям без ДТП и с 20-летним стажем – но, говорят, сделало невыносимым жизнь таксистов и вообще тех, для кого автомобиль – рабочее место.

«Им просто не оформить – никто не хочет их видеть у себя. Они там такие устраивают представления с высиживанием в очереди по 12 часов – это реальные истории. Порядка 80 тысяч может стоить ОСАГО для такси», – отметил автоэксперт Денис Шубин.

Последнее новшество – это камеры, которые определяют, проходил ли автомобиль техосмотр – точнее, появлялся ли в аккредитованных сервисах. И результаты первых тестов в Москве потрясают – тысячи нарушителей.

Кстати, относительно технического состояния автомобилей эксперты уверяют – после окончания гарантии за машиной следить перестают большинство владельцев, меняя масло раз в пятилетку – и вот это контролировать было бы неплохо, но пока никто не придумал как.