В мастерской петербургских реставраторов продолжается работа над сфинксами. До конца года их планируют вернуть на прежнее место у Египетского моста. Петербуржцам напомнили историю скульптур, а также показали процесс их восстановления.

Хищникам в буквальном смысле предстоит сменить шкуру. С медных скульптур сейчас снимают старый слой краски. После чего специалисты оценят состояние фигур.

Но уже понятно – есть коррозия металла, появились трещины. Кстати, самое слабое место львов – спина. Медные пластины деформируются из-за любителей «оседлать» хищников ради фотографий. Во время прошлой реставрации, 14 лет назад, это пытались исправить и укрепили скульптуры изнутри.

В этом году львам исполняется 190 лет, на своё место они вернутся в ноябре. Кстати, это не единственные символы, которые приводят в порядок. Так с Египетского моста исчезли сфинксы. В мастерской их ждут заботливые руки, которые вернут мифологическим существам первоначальный облик.

Египетский мост опустел. Временно. Сфинксов, знакомых каждому петербуржцу, увезли на реставрацию. Для тех, кто соскучился – фото на постаменте. За годы существования – более, чем насыщенная биография: обрушение моста, переезд, вандалы, автоаварии.

В начале XIX века в Петербурге, как и во всей Европе, – египтомания. В первую очередь, в архитектуре. Через Фонтанку строят Египетский мост. Его украшают иероглифы. На постаментах – чугунные сфинксы, отлитые по эскизам Павла Соколова. Мост простоял век. Но в начале XX века случилось первое серьезное ЧП — обрушение во время прохождения кавалерийского эскадрона. Версий было много.

Сфинксы уцелели. Более того – их обвинили в произошедшем, приписав фигурам мистическую силу. Правда, это не помешало им украсить вновь возведенный мост. В наши дни до сих пор существует легенда: кто заставит сфинксов «нервничать», будет наказан. Коломна – хоть и не самое туристическое место города, но фигурам все же достается.

В 2017-ом году в постамент одного из них врезалась машина. Другому в 2021-м году вандалы нарисовали слезы. Усилиями реставраторов от них не осталось и следа. Сегодня рассмотреть сфинксов вблизи можно только в мастерской. Привилегия доступна исключительно реставраторам и местным котам.

Этому сфинксу досталось более всего. И от вандалов, и от коммунальщиков. Сначала на его лице появились черные полосы. Спустя год, этой осенью, хулиганы вновь постарались и оставили рисунок на груди. Его добросовестные коммунальщики быстро закрасили. Теперь в мастерской пытаются понять, кто навредил больше. Но устранять дефекты надо. Согласованно, по строгим технологическим правилам.

Первый этап: мифических существ щедро покрывают растворителем. И через сутки можно счищать краску и позолоту. Работают исключительно деревянными инструментами.

«Дерево – чтобы не поцарапать, не повредить еще больше. И чтобы потом было ровнее, когда будет наноситься грунт. Золото будет ложиться ровным слоем», – отметил реставратор Алексей Антонов.

Немесы на головах сфинксов впоследствии покроют позолотой. Но прежде надо всё надо как следует подготовить. Коррозия сильно повредила лица, лапы и капюшоны. Основной материал скульптур – чугун. Его главные враги – повышенная влажность и дожди. Струей воздуха с кварцем мастер счищает ржавчину.

На этом этапе мастера могут прочитать историю болезни сфинксов. Под слоями краски находят заплатки и швы от прошлых реставраций.

«Скорей всего раньше эта лапа реставрировалась. Может быть, после войны или при демонтаже. Или трещина какая-то была», – отметил руководитель реставрационных работ Сергей Кончаков.

Лапу укрепят. Металл обработают. Покрасят и нанесут защитный слой. Реставрация займет три месяца. И уже к концу года сфинксы вернутся на свое прежнее место. А пока можно полюбоваться их близнецами на набережной Малой Невки. Эти сфинксы – проба пера скульптора Павла Соколова — словно предусмотрительно сделанная точная копия сфинксов с Египетского моста.