Троицкая площадь, Приморский проспект, морской пассажирский порт – все эти объекты появились на карте Северной столицы благодаря намыву. Там, где раньше была вода – выросли важные для города культурные, промышленные, транспортные и социальные постройки. Эксперты рассказали об истории и перспективах освоения водной части Северной Венеции.
Летний сад, Петропавловская крепость, и даже Дворцовая набережная — привычные пейзажи Северной столицы стали делом рук первых петербургских строителей. Менять очертания акватории Невы начали едва ли не с момента основания города.
«На намывных территориях стоит Троицкая площадь – это все еще возводилось в XIX веке, чтобы поднять территорию и уйти от тех наводнений, которые проходили не реже 5-6 наводнений в год», – рассказал член-корреспондент Российской академии архитектурных и строительных работ, профессор СПбГАСУ Рашид Мангушев.
В XIX же веке город начал активно расти в сторону Финского залива, напоминают эксперты. А в прошлом столетии стало очевидно — море съедает большую часть ценных территорий.
«Более или менее концентрическое развитие, то есть «круглый город» , что типично для любого города. Это компактность, это связи между районами удобные. В случае Петербурга в этом «круглом городе» была такая ямка с запада в виде кусочка Финского залива. Очень сильно усложняет все связи между районами, то есть транспортные», – объяснил представшую проблему заслуженный архитектор России Владимир Линов.
Намывать целые районы начали в конце 60-х — начале 70-х годов. Так, на месте безлюдных болот вырос Приморский проспект. Со школами, детскими садами и домами, в которых живут тысячи горожан. И сегодня он развивается на глазах жителей.
Район, который заметно подрос в советские годы — Василеостровский. Увеличивался Ленинград и в сторону Лахты. Именно намывы, объясняют специалисты, значительно помогли в решении одной из главных городских проблем – жилищной.
«Именно была необходимость для людей, кто живет в Петербурге. Большинство жило в коммунальных. Проект выдачи квартир – он предполагал строительство новых районов», – рассказал Рашид Мангушев.
В 2000-х благодаря намыву у Петербурга появился морской пассажирский порт, способный принимать крупные океанские лайнеры. Рядом проложили западный скоростной диаметр, выросли новые районы Северной Столицы.
Расширение намывных территорий, уверены эксперты — для Петербурга перспективный путь развития. Это и строительство новой инфраструктуры, и жилья, и создание новых рабочих мест. Все это — по соседству с развитыми районами города. Так что намывная история Северной столицы получит еще не одну главу.