Жители и гости Санкт-Петербурга могут посетить выставку современного искусства «Акцио абстракцио». В Центре современного искусства им. Сергея Курёхина она открыта до 17 сентября.

«Выставка наша называется «Акцио абстракцио» — это такая шутка команды Центра Курёхина. Мы взяли заклинание из «Гарри Поттера», когда он говорит «акцио ручка», и ручка становится у него в руках. И это получается, что мы в наши стены позвали абстракцию», — поделилась куратор выставки Ксения Макаренко.

В Центре современного искусства им. Сергея Курёхина абстрактное искусство выставляется не в первый раз. Нюансы в отобранных временных периодах, именах и соседствах. На этот раз самые ранние абстракции — из начала 80-х, как, например, пейзаж с чёрной луной Владимира Загорова. Можно подумать, что художник — абстракционист, но нет. В своём творчестве он бесконечно балансирует между фигуративностью и её отсутствием.

«Считаю себя художником-реалистом в том смысле, что все свои сюжеты, всё то, что переживаю, я, конечно, черпаю из реальной жизни. Реальность — она беспредельна», — отметил художник Владимир Загоров.

Схожие выпадения у Виталия Пушницкого и Андрея Белле. Пушницкий то вступает в диалог с Малевичем по поводу белого квадрата, то передаёт 50 оттенков чёрного в японском натюрморте. А Белле растворяет реалистичные человеческие фигуры в триптихе «Рваное время».

«Абстракция — состояние души, безусловно. Если сравнивать с музыкой, я бы сказала, что это такая свободная «фри» музыка, которая свободна от сюжета, нарратива, свободна от всего. Но может закончиться и мелодией», — поделилась художественный руководитель Центра современного искусства им. Сергея Курёхина Анастасия Курёхина.

Порой даже предметный объект становится абстракцией, как в работе Семёна Мотолянца «Небесный тамбур», или вдруг абстракцию создаёт искусственный интеллект, как в триптихе Максима Свищёва. Или неожиданно абстракцией становится традиционной узор дымковской игрушки, как в цикле Даши Фурсей «Бесконечные повторения».

«Безусловно, это отсылка к каким-то народным верованиям. Но для меня тут центральное — это ассоциация с мишенью Джаспер Джонса. Идея бессмертия происходит, идея вечности», — рассказала художница Даша Фурсей.

Её же изгнание, апеллируя к классическому сюжету, иронично показывает, как абстракция изгоняет из живописного рая фигуры и предметы, включая надкусанное яблоко. Впрочем, и это одна из возможных интерпретаций. Главное, что для каждого художника его абстракция остаётся реалистической живописью, отражающей точно и в моменте переживания окружающего мира.