3 сентября ровно 75 лет назад в Северной столице возобновили строительство метро. Война не дала воплотить в жизнь грандиозные планы по возведению подземки. К ним вернулись сразу после Победы. В пережившем блокаду городе начали появляться первые станции.

Если заглянуть вглубь веков, можно узнать, что, оказывается, ещё в царской России были планы по подземному транспортному освоению города. Считать ли это предтечей метро — вопрос спорный. Но факт интересный. И их в истории метрополитена немало, как и планов на будущее.

До середины XX века для большинства жителей города на Неве — метро — диковинка. В это время под Москвой открыто уже 49 станций. В 1955 году в Ленинграде запустили первую линию подземки. Даже в городе дворцов сталинский ампир поражал воображение. Чего только стоят колонны станции «Автово», сделанные будто из чистого хрусталя.

Работы по строительству метрополитена в Ленинграде стартовали за три месяца до войны. В августе 1941 года проходку остановили, а шахты затопили водой.  

«Когда планы строились, с грунтами были не очень хорошо знакомы, и впоследствии, уже после войны, когда уточнили геологию, узнали все условия, которые находятся под землей, поняли, что всё-таки строить метро придется долго и достаточно дорого, и применяя различные технические новшества того времени», — рассказал Дмитрий Графов, инженер, исследователь метрополитена.

56 лет назад появилась станция-времянка «Дачное». Проработала она с 1966 по 1977 годы. Теперь на одной из ее платформ стоит МРЭО.

«Почему закрыли «Дачную». Потому что от «Ленинского проспекта» до вестибюля «Дачной» около 250 метров. Дома строились тут активно, начиная с 50-60-х годов, поэтому транспортный подвоз, конечно, был очень необходим. Ближайшая до этого была станция «Автово», до нее приходилось добираться сложнее», — отметил Дмитрий Графов.

В России проекты транспортного тоннеля под Невой подземки предлагались еще в 1814 году. И первая условная «Василеостровская» могла бы появиться еще при жизни Пушкина.  

Ещё в начале XIX века Петербург мог бы стать родиной мирового метро — английский инженер Брюнель предлагал Александру Первому прорыть тоннель от Медного всадника до Васильевского острова, но проект отклонили. Планы постройки подземной железной дороги существовали и при Николае Первом, но он, как и его предшественник, оказался сторонником мостов.

Тоннель Брюнеля, который позже изобрел еще и проходческий щит, первыми прорыли в Лондоне, грунты которого идентичны обводненной петербургской земле.  

Из огромного бетонного жерла доносится рык отбойных молотков. Картина, похожая на сцену из футуристического фильма уже не фантастика — на будущей «Путиловской» строят наклонный ход.

Работа, признаются метростроевцы, тяжелая. Наклонный ход идет сквозь несколько видов коварного грунта. Чтобы избежать опасных протечек и обрушений, землю замораживают до минус десяти градусов.

Свет в конце тоннеля виден на «Горном Институте». Тут наклонный ход уже пробили, теперь его необходимо соединить с будущей станцией.  

Гулкая галерея под пористым потолком — центральный зал станции. Отсюда пассажиры будут выходить  на левую и правую платформы.  

«Здесь уложить бетонную смесь мало — в дальнейшем здесь еще будет очень большое количество разных коммуникаций, кабельной продукции, то есть — это один из завершающих процессов строительства станции», — сказал Андрей Петров, начальник участка СМУ № 1 «Метрострой Северной Столицы».

В новых реалиях, рассказывают метростроевцы, им пришлось оперативно переходить на рельсы импортозамещения. Речь идет о тысячах единиц оборудования. Изменения, уверяют эксперты, на сроках сдачи объектов не скажутся.  

Параллельно со строительством новых станций будет вестись ремонт существующих. На очереди —  «Чернышевская». Там работы планируют начать уже в октябре.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»